Версия для печатиСпортивная медицина » Травматизм видов спорта » Гимнастика » Травмы в художественной гимнастике

Травмы в художественной гимнастике


Художественная гимнастика - вид спорта, разновидность гимнастики, соревнования женщин в выполнении под музыку комбинаций из гимнастических и танцевальных упражнений с предметом и без него. В последнее время выступления без предмета не проводятся на соревнованиях мирового класса. Художественная гимнастика - один из самых зрелищных и изящных видов спорта, возникший в СССР в 1940-е годы и обязанный своим появлением мэтрам балета прославленного Мариинского театра. С 1984 года — олимпийский вид спорта. До недавнего времени исключительно женский вид спорта, однако, с конца XX века — благодаря усилиям японских гимнастов стали проводиться соревнования и между мужчинами.

Прикладная художественная гимнастика применяется при подготовке спортсменов в других видах спорта (в спортивной гимнастике, акробатике, фигурном катании, синхронном плавании), а также при подготовке артистов балета и цирка. Ее средства - элементы танцев, упражнения на растяжку, волны, взмахи, прыжки, повороты и др.

Правила художественной гимнастики

Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров, окруженном дополнительной площадью для страховки. Современная программа международных соревнований включает многоборье (одно обязательное и три произвольных упражнения с предметами) и групповое произвольное упражнение с предметом. При групповых выступлениях (группа состоит из 6 спортсменок) используются или одновременно два вида предметов (например — обручи и мячи) или один вид (например — пять мячей, пять пар булав). Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Выбор музыки зависит от желаний гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть не более полутора минут. Есть некоторые ограничения для снарядов, но они незначительны.

Снаряды

Скакалка сделана из пеньки или подобного материала, не имеет стандартной длины, потому что длина зависит от роста гимнастки.

Обруч изготовлен из дерева или пластика, внутренний диаметр 80-90 см. Обруч должен весить не менее 300 г.

Мяч должен быть изготовлен из резины или мягкого пластика. Диаметр мяча 18-20 см, вес - не менее 400 г.

Лента длиной 7 м изготавливается из атласа или подобного материала. Она крепится к цилиндрической палочке 50-60 см длиной.

Булавы - два снаряда бутылочной формы равной длины (40-50 см), в узкой части заканчивающиеся небольшим закруглением. Изготавливаются из дерева или пластика. Вес каждой - не менее 150 г. Имеют широкую часть - тело, узкую - шейка, и круглый наконечник - головка (максимальный диаметр - 30 мм).

Требования, предъявляемые к гимнасткам

Рис. 1 - Художественные гимнастки высокого уровня проявляют поразительную гибкость.
Художественная гимнастика - ациклический, сложнокоординированный вид спорта. Упражнения программы представляют собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимики, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики (полуакробатики) в формах, допускаемых правилами соревнований, такие как прыжки, вращения, кувырки, махи ногами, наклоны, прогибы, шпагаты. Таким образом, предметом изучения в художественной гимнастике является искусство выразительного движения.

Упражнения художественной гимнастики характеризуются в основном произвольным управлением движением. Действия гимнастки, свободно передвигающейся по площадке, лишь в минимальной степени ограничиваются какими-либо внешними, искусственно установленными условиями, в отличие, например, от действий представительниц спортивной гимнастики. Поэтому одна из основных задач технической подготовки в художественной гимнастике связана с искусством владения своим телом в естественных условиях.

Последнее обстоятельство в значительной степени определяет и структуру физических качеств, как необходимых для занятия художественной гимнастикой, так и развиваемых ею. Очевидно, что в художественной гимнастике не может быть ярко выраженной проблемы развития и совершенствования таких двигательных качеств, как, например, статическая сила или скоростная сила мышц плечевого пояса, силовая выносливость и т.п.

Из качеств, играющих большую роль в художественной гимнастике, выделяется гибкость во всех ее проявлениях - пассивная, активная, предельно развитая гибкость в тазобедренных суставах и позвоночнике (рис.1). Кроме того, специфика данного вида спорта требует развития и совершенствования тонкой координации движений, чувства ритма, музыкальности, артистичности.

Упражнения художественной гимнастики предъявляют значительные требования к сердечнососудистой и дыхательной системам организма занимающихся. Об этом свидетельствуют повышение частоты сердечных сокращений при выполнении упражнений классификационной программы до околопредельной, значительные размеры кислородного долга и кислородного запроса. Тренировочные занятия проходят с высокой интенсивностью (в течение тренировки частота пульса в среднем составляет 148 уд/мин). В связи с этим высококвалифицированные гимнастки характеризуются высоким функциональным уровнем систем вегетативного обслуживания.

Сложность структуры двигательных действий гимнасток обусловливает необходимость запоминать большой объем относительно независимых между собой движений. Это предъявляет требования к памяти гимнасток, а также к таким качествам, как исполнительность, ясность и полнота зрительных представлений, точность воспроизведения движения.

Качество исполнения упражнений (выразительность, артистичность и т. п.) диктует необходимость формирования способности к самоконтролю и коррекции мышечных усилий, устойчивости внимания, умения концентрировать и распределять внимание, быстроты реагирования, быстроты мышления, сообразительности, самокритичности, настойчивости.

Одна из существенных особенностей художественной гимнастики - значение композиционного решения произвольных упражнений. Тенденция к относительному выравниванию технических и функциональных возможностей гимнасток, претендующих на завоевание призовых мест в соревнованиях высокого ранга, существенно обостряет соревновательную борьбу, победа в которой начинает определяться оригинальностью, новизной композиции произвольных программ (как в индивидуальном, так и в групповом первенстве).

Статистика травматизма в художественной гимнастике

Эпидемиологических исследований острых травм в художественной гимнастике проводилось очень мало. Учитывая специфику этого вида спорта, следует ожидать низкий уровень травматизма среди его участниц. Итальянский исследователь Adamasco Cupistu вместе с коллегами исследовал острые травмы спортсменок в художественной гимнастике и сравнил их с травмами девушек того же возраста, которые не занимались спортом (контрольная группа)[1]. В группу спортсменок вошли 73 гимнастки в возрасте 13-19 лет из 19 итальянских спортивных клубов по художественной гимнастике. Контрольную группу составили 72 девушки, не занимающиеся никаким видом спорта. В конце каждой недели участницам раздавались анкеты, в которых они указывали все повреждения, полученные за последние 7 дней. Травмы регистрировались во время 8-месячного тренировочного периода, в течении которого гимнастки провели на тренировках в сумме 32 358 часов. В контрольной группе количество досуговой физической активности составило 6 150 часов. В течении всего исследуемого периода гимнастки получили больше травм (49 повреждений), чем девушки из контрольной группы (34 травмы). Однако коэффициент травм, рассчитанный на каждые 1000 часов занятий в художественной гимнастике был ниже (1,08 травм на 1000 часов занятий), чем в контрольной группе (1,79 травм/1000 часов). Таким образом, авторы заключают, что девушки, занимающиеся художественной гимнастикой получают больше травм, чем неспортсменки, в основном за счет большего количества физических тренировок. В то же время уровень травматизма в художественной гимнастике в этом исследовании составил 1,08 травм/1000 часов, что по разным данным в 1,3 - 3,4 раза меньше, чем в спортивной гимнастике (подробней см. статью "Травмы в спортивной гимнастике"). Это позволяет утверждать, что художественная гимнастика достаточно безопасна в отношении острых травм.Авторские права на статью принадлежат www.sportmedicine.ru

В совместной работе испанских, канадских и американских исследователей ретроспективно изучались травмы национальной команды по художественной гимнастике, полученные за 1 год спортивной деятельности[3]. В исследовании участвовали все 20 гимнасток сборной, которые за год в сумме получили 108 травм, 74 из которых были незначительные и не привели к пропуску тренировок. В тоже время 13 (65%) из 20 гимнасток получали травмы, вынуждавшие их пропускать тренировки, 4 из них (20%) получали серьезные травмы, заставлявшие пропускать более, чем 7 дней тренировок. В среднем девушки тренировались 26,2 часа в неделю (SD=7,5; диапазон от 14 до 36 часов).

В другой работе Mark R. Hutchinson изучал травмы элитных спортсменок сборной США по художественной гимнастике[4]. Его работа состояла из двух частей. В первой части проводилось проспективное исследование - в течении 7-недельного периода у 7 гимнасток сборной регистрировались любые травмы полученные в процессе тренировок. За этот период спортсменки провели 490 тренировок, по 34 часа в неделю, в течении которых было зарегистрировано 474 жалобы. В среднем получалось по 1 жалобе от каждой гимнастки на каждую тренировку, что намного больше, чем в исследовании Cupisti, поскольку перерасчет на 1000 часов дает огромное значение (34 часа в неделю * 7 недель * 7 гимнасток = 1666 часов тренировок; [474 травмы * 1000 часов] / 1666 часов тренировок = 284,5 травмы на 1000 часов тренировок). Возможно столь сильное различие зависит от условий учета травм. В этом исследовании регистрировались абсолютно все жалобы в конце каждого дня, 80% из которых были незначительные (степень тяжести 1-3 по 10 бальной шкале). В ретроспективной части этого же исследования анализировались истории болезни 11 гимнасток сборной США по художественной гимнастике, охватывающие 10-месячный период спортивной деятельности. В результате анализа было найдено 46 травм опорно-двигательного аппарата[4].

Рис. 2 - Локализация острых травм у спортсменок в художественной гимнастике[1].
Рис. 3 - Типы травм у художественных гимнасток (черные столбцы) и девушек из контрольной группы, не занимающихся спортом (белые столбцы)[1].
РМ - растяжения мышц
РС - растяжения связок
В - вывихи
П - переломы
У - ушибы
Д - другое
В художественной гимнастике случаются не только острые, но и хронические травмы, возникающие по причине частых и многократных повторений одних и тех же движений и нагрузок. По данным нескольких исследований в художественной гимнастике хронические травмы случаются чаще, чем острые. По результатам одного из них острые травмы составили 21,4%, хронические - 51,4%[2]. В новозеландском исследовании 50% всех травм художественных гимнасток были классифицированы, как острые, остальные 50% - как хронические или усталостные[2].

Локализация травм у гимнасток

Исследование Cupisti показало, что чаще всего острые травмы художественных гимнасток локализуются в области нижних конечностей - на стопу и голеностопный сустав приходилось 38% травм, голень и коленный сустав - 19%, бедро и тазобедренный сустав - 15% (в сумме 72% - рис. 2). На третьем месте по количеству травм стояли повреждения спины (17%). Такой высокий процент травм нижних конечностей авторы связывают с большим количеством сложных прыжков, в результате которых гимнастка может неудачно приземлиться.

В исследовании Zetaruka и коллег также показано, что в художественной гимнастике на нижние конечности приходилось больше всего травм (53%), однако большинство из них имели легкий характер и не приводили к пропуску тренировок. По количеству значимых травм, то есть тех, которые привели к пропуску тренировок, травмы нижних конечностей делят первое место с травмами спины и туловища (табл.1). Также примечательно, что 16 (80%) из 20 гимнасток жаловались на боль в пояснице, по этой причине 8 из них пришлось пропустить несколько тренировок. Только одна гимнастка была вынуждена пропустить тренировки из-за травмы колена, однако 9 (45%) гимнасток жаловались на боль в колене в течении года[3].

В другом исследовании показано, что из всех повреждений, требующих лечения 39% приходятся на поясничную и грудно-поясничную области позвоночника, из которых 24% являются острыми, а 56% хроническими[2]. По данным Hutchinson в проспективном исследовании 86% художественных гимнасток жаловались на хроническую боль в пояснице, и 25% при ретроспективном анализе медицинских карточек[4].

Типы и тяжесть повреждений в художественной гимнастике

В исследовании Cupisti наибольшее количество определенных повреждений заняли растяжения мышц и связок. Однако больше всего художественные гимнастки сообщали о боли неопределенной типологии (рис. 3). Большинство травм в этом исследовании классифицировалась как нетяжелые, лишь 22 травмы из 47 потребовали медицинской обработки, в отличие от контрольной группы, где это соотношение составило 22 из 34. В среднем травмы вынуждали гимнасток пропускать 4,1 дня тренировок, а в контрольной группе восстановление после травм занимало в 4,6 раз больше времени[1].

В работе Zetaruka и коллег растяжение мышц/сухожилий было самой общей травмой - 85% спортсменок сталкивались с этой проблемой. Растяжение мышечно-сухожильных единиц происходило на нижних и верхних конечностях, среди последних большинство имело легкий характер. Однако 25% гимнасток были вынуждены пропустить несколько тренировок по причине растяжений, среди которых большинство локализовалось на задней поверхности бедра, в паху и лодыжке. У пяти гимнасток (25%) случались переломы, большинство из которых локализовались в области голени (перелом малоберцовой кости) и стопы. Один усталостный перелом
усталостный перелом
- это микротрещины в кости, вызванные субмаксимальной нагрузкой от постоянной физической активности, приводящей к микротравматизации костной ткани. Процессы регенерации не успевают покрывать постоянную травматизацию и повреждения накапливаются, осл...
нажмите для подробностей..
был в области поясницы. Большая часть жалоб на боль в колене была диагностирована, как тендинит
тендинит
(лат. tendo, tendinis - сухожилие) — дистрофия ткани сухожилия, сопровождаемая явлениями вторичного (реактивного) воспаления; обычно сочетается с тендовагинитом.

Подробнее см. Тендинит...

нажмите для подробностей..
. Также в этом исследовании было зафиксировано одно сотрясение мозга, потребовавшее от спортсмена недельного отдыха[3].Данная статья - интелектуальная собственность www.sportmedicine.ru

В исследовании Hutchinson также показано, что большинство травм (80%) в художественной гимнастике носят легкий характер (степень тяжести 1-3 по 10 бальной шкале) и никак не влияют на тренировочный процесс. Лишь одна травма в проспективной части этой работы заставила гимнастку пропустить 2 дня тренировок. В ретроспективном анализе 10 травм из 46 заставили временно прервать тренировки в среднем на 11 дней (от 2 до 14). Одна спортсменка была вынуждена закончить спортивную карьеру из-за хронической боли в пояснице[4].

Таблица 1 - Количество, локализация и тяжесть травм в художественной гимнастике национального уровня[3].
 Легкие1Средние2Серьезные3ВсегоВсего значимых
Голова и шея 3 2 0 5 2
Верхние конечности 16 3 0 19 3
Нижние конечности 42 13 2 57 15
Туловище/спина 13 7 7 27 14
Всего 74 25 9 108 34
1 - травмы, не послужившие причиной пропуска тренировок
2 - травмы, заставившие пропустить до 7 дней тренировок
3 - травмы, вынудившие пропустить более, чем 7 дней тренировок

Факторы риска в художественной гимнастике

Рис. 4 - Зависимость риска травмы от продолжительности растяжки в день[3].
Рис. 5 - Зависимость между вероятностью перелома и количеством общей физической подготовки (ОФП) [3].
Рис. 6 - Стройность и изящность фигуры - важное качество для художественных гимнасток.
Одной из целей исследования Zetaruka и коллег заключалась в выявлении факторов риска травм в художественной гимнастике. Полученные результаты позволили с уверенностью утверждать, что такие факторы, как продолжительность занятий и время, потраченное на растяжку тесно связаны с уровнем травм мышц и сухожилий гимнасток. Было показано, что каждый дополнительный час занятий художественной гимнастикой увеличивает риск таких травм на 29%. Те, кто не получил подобных травм занимались в среднем 18,7 часов в неделю, а те, кто получил - 27,5. Так же показано, что каждая дополнительная минута растяжки в день уменьшает риск травмы на 11%. На рисунке 4 показана зависимость между продолжительностью растяжки в день и вероятностью получить растяжение мышц-сухожилий. Из графика следует, что не стоит надеяться на профилактическую защиту растяжки, если ее продолжительность меньше, чем 40 минут в день. Растяжка сверх 40 минут в день приводит к резкому снижению вероятности травм мышц и сухожилий.

Такие факторы, как продолжительность занятий, растяжки и общей физической подготовки (ОФП) были существенным предиктором переломов. Вероятность перелома увеличивается на 1% с каждой дополнительной минутой ОФП (рис.5), и увеличивается на 32% с каждым дополнительным часом тренировок художественной гимнастикой в неделю. В тоже время риск перелома снижается на 19% с каждой дополнительной минутой растяжки в день - рисунок 4 демонстрирует, что при каждодневной растяжке не менее 40 минут в день вероятность переломов стремиться к нулю. Из рисунка 5 видно, что вероятность перелома круто увеличивается, если продолжительность ОФП превышает 6 часов в неделю[3].Авторские права на статью принадлежат www.sportmedicine.ru

В сиднейском исследовании показано, что у 14-летних танцоров балета существенно увеличивается риск хронических травм, если продолжительность тренировок превышает 8 часов в неделю[2]. Однако большинство гимнасток тренируются намного больше - подэлитные художественные гимнастки Канады тренируются по 9-12 часов в неделю, национальная сборная Канады тренируется по 25-30 часов в неделю[3]. Спортсменки сборной США по художественной гимнастике занимаются по 34 часа в неделю[4]. Подэлитные гимнастки Италии занимаются по 12-14 часов в неделю[1].

Среди других факторов риска в художественной гимнастике многие авторы выделяют так называемую женскую триаду - беспорядочное (неправильное) питание, нарушение менструального цикла и остеопороз
остеопороз
(osteoporosis; греч. osteon кость + poros пора, отверстие + -osis) — разрежение костной ткани в результате уменьшения массы кости в единице объема, возникающее при нарушении равновесия между процессами разрушения и новообразования костной тка...
нажмите для подробностей..
. Эти три взаимосвязанных компонента триады являются достаточно серьезным синдромом, часто встречающимся у физически активных девушек и женщин, который может привести к снижению работоспособности и результативности спортсменки, осложнению течения острых и хронических заболеваний, и даже к смерти[5].

К художественным гимнасткам предъявляются жесткие требования к стройности фигуры и массе тела (рис.6). Kate Roberts утверждает в своем обзоре, что массовая доля жировых отложений у художественных гимнасток не должна превышать 5-10%[2]. В различных исследованиях было установлено, процентное содержание жировых отложений у спортсменок в этом виде спорта составляет от 13 до 16%[5,7-9]. В одном из исследований обнаружено, что художественные гимнастки имеют тенденцию потреблять лишь 80% необходимых им калорий в сутки[2]. В работе Munoz и соавторов сообщается, что художественные гимнастки потребляют 1828±500 Ккал в день, что ниже рекомендуемого уровня[6]. По разным данным индекс массы тела у гимнасток составляет от 16 до 18 кг/м²[1,5-9]. В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) человек с индексом массы тела ниже 18.5 кг/м² имеет недостаточную массу тела[10]. У девушек недостаточный вес может приводить к нарушению менструального цикла. Нарушение менструального цикла может проявляться в позднем наступлении менархе (первая менструация), первичной аменорее (отсутствие менархе к 16 годам), вторичной аменорее (прекращение менструаций после достижения менархе) и олигоменорея (нерегулярные менструации или увеличение менструального цикла более, чем на 36 дней). В исследовании Klentrou и Plyley показано, что у 79% 14-тилетних греческих гимнасток и 34% 14-15-тилетних канадских гимнасток еще не наступило менархе. Средний возраст менархе для всех гимнасток составлял 13.8±0.3 лет, что намного больше, чем в контрольной группе - 12.5±0.1 лет[5]. В другом исследовании возраст менархе был еще более поздним - 15±0.9 лет (12±1 лет в контрольной группе)[6]. О нарушении менструального цикла сообщили 78% гимнасток (61% олигоменорея и 17% вторичная аменорея)[5]. В исследовании Zetaruka и коллег показано, что у 50% гимнасток национального уровня присутствуют нарушения менструального цикла[3]. Нарушение менструального цикла приводит к преждевременному остеопорозу, что в свою очередь увеличивает риск переломов из-за ослабления костной ткани[2,3]. Munoz с коллегами исследовали минеральную плотность костной ткани у художественных гимнасток и обнаружили, что в зоне нагрузки (шейка бедра) плотность кости увеличена, однако в зоне, не подвергающейся нагрузке (предплечье) плотность костной ткани была значимо ниже, чем в контрольной группе, что может быть связано с частичной резорбцией
резорбция
(resorbtio; лат., resorbeo поглощать, впитывать) в патологии — рассасывание некротических масс, инородных тел, воспалительного экссудата при участии макрофагов и путем всасывания веществ в кровеносные или лимфатические сосуды....
нажмите для подробностей..
костной ткани у гимнасток[6].

Художественную гимнастику не обошла стороной проблема допинговых препаратов. Чтобы достичь необходимой массы тела спортсменки, порой, прибегают к помощи мочегонных средств - диуретиков
диуретик
(diuretica; лат. diureticus, от греч. diuretikos мочегонный; diureo выделять мочу; син. мочегонное средство) - одно из лекарственных средств, усиливающих выделение солей и воды с мочой и уменьшающие содержание жидкости в тканях и полостях орга...
нажмите для подробностей..
, которые входят в запрещенный список Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). Дегидратация, к которой приводят диуретики, а также неправильные методики снижения массы тела могут стать причиной повышенной усталости и мышечных спазмов, что также является дополнительным фактором риска травм[2].

Также к факторам риска травм в художественной гимнастике относят неправильную технику[2,4] и методику тренировок (быстрое наращивание интенсивности и частоты тренировок), твердую поверхность для тренировок и дисбаланс между мышцами-антагонистами нижних конечностей[2,3].

Боли в пояснице у художественных гимнасток

Рис. 7 - В художественной гимнастике требуется чрезвычайно высокая гибкость и большой диапазон движений позвоночника.
Рис. 8 - Спондилолиз
спондилолиз
(spondylolysis; греч. spondylos позвонок + lysis развязывание, разрушение) — неслияние дуги и тела или нарушение целости дуги позвонка. Различают врожденный и травматический спондилолиз. Врожденный спондилолиз обычно клинически не проявляется....
нажмите для подробностей..
с последующим спондилолистезом
спондилолистез
(spondylolisthesis, греч. spondylos позвонок + olysthesis скольжение) — смещение вышележащего позвонка по отношению к нижележащему Возникновение спондилолистеза связывают с патологическими изменениями межпозвоночного диска, которые часто разви...
нажмите для подробностей..
.
Считается, что боли в поясничном отделе позвоночника - одна из главных травматологических проблем в художественной гимнастике[2-4,11]. В нескольких исследованиях показано, что 80-86% художественных гимнасток жалуются на боль в пояснице[3,4]. Однако Cupisti с коллегами сообщают в своем исследовании, что занятия художественной гимнастикой не увеличивают вероятность появления болей в области поясницы, и более того, укрепления мышц спины и брюшного пресса при занятиях гимнастикой помогут избавиться от таких болей[13]. Также Piazza, Cupisti с другими коллегами показали в более позднем исследовании, что занятия художественной гимнастикой не увеличивают вероятность возникновения поясничных болей с возрастом, однако вероятность их возникновения у бывших гимнасток, уже имевших поясничные боли в спортивной карьере, увеличивается[14]. Данная статья - интелектуальная собственность www.sportmedicine.ru

Среди причин, проводящих к болям в области поясницы называются чрезмерные разгибания позвоночника в области поясницы (рис. 7). Достижение максимальных амплитуд в движении может привести к острой травме. Повторяющиеся чрезмерные разгибания, сгибания и скручивания в поясничном отделе позвоночника могут стать причиной микро- и макротравм позвонков и межпозвоночных дисков. Наиболее распространенные проблемы с поясничным отделом позвоночника у гимнастов включают спондилолиз, спондилолистез, компрессионные переломы, повреждение замыкательных пластинок тела позвонка и межпозвоночных дисков[11,12].

Спондилолиз, перелом дуги позвонка (чаще 5-го поясничного) в межсуставной области или в области ножки дуги, может быть острым или хроническим. Хронический спондилолиз возникает под влиянием избыточных физических нагрузок на фоне нарушения питания костной ткани или дисплазии
дисплазия
(dysplasia; греч. dys- + plasis формирование, образование) — общее название нарушений развития органов или тканей в ходе эмбриогенеза и в постнатальном периоде....
нажмите для подробностей..
позвонков. Спондилолиз - следствие кумуляции силовых воздействий на межсуставную дужку позвонка, превышающей модуль упругости костной ткани. Вначале развития патологического процесса спондилолиз представляет собой зону костной перестройки (зону Лозера), затем происходит усталостный перелом, обычно межсуставной зоны дужки, которую называют "критической зоной". Спондилолиз - обратимый процесс. При условии устранения чрезмерных силовых воздействия возможно сращение зоны перелома. Спондилолиз - самостоятельное заболевание. У части больных (приблизительно у половины) спондилолиз осложняется спондилолистезом (рис. 8).Авторские права на статью принадлежат www.sportmedicine.ru

Спондилолистез – это смещение (соскальзывание) тела вышележащего позвонка относительно тела нижележащего позвонка. Чаще всего возникает соскальзывание тела пятого поясничного позвонка над телом первого крестцового. Как отмечали Джексон и др. (1976), распространенность спондилолистеза среди гимнасток в 4 раза выше, чем среди обычных людей. По мнению исследователей, это обусловлено повторяющимся воздействием ударных сил и чрезмерным разгибанием поясничного отдела позвоночника. Более частые проблемы с поясничным отделом позвоночника у гимнасток по сравнению с спортсменами, занимающимися другими видами спорта, по всей видимости, связаны с продолжительностью тренировочных занятий и возрастом спортсменок.

Перевороты назад и чрезмерное выпрямление поясничного отдела позвоночника, выполняемые на протяжении многих лет, очевидно, приводят к повышенному риску развития спондилолитической стрессовой реакции. Причиной спондилолистеза может быть спондилолиз, травма позвоночника, нарушение осанки с горизонтальным положением крестца. Иногда причиной спондилолистеза становятся дегенеративные процессы в межпозвонковых суставах или межпозвонковом диске. Многие спортивные врачи обеспокоены тем, что при наличии незначительного спондилолистеза дальнейшие занятия гимнастикой могут привести к его прогрессированию или к развитию спондилолистеза из спондилолиза. Данные исследований показывают, что риск прогрессии незначительного спондилолистеза в основной популяции составляет 4-5%, среди гимнастов в одном из исследований он составил 38%, с прогрессией спондилолистеза на 10% за 5 лет. Риск развития спондилолистеза из спондилолиза весьма незначителен[11].

Для выявления различных проблем с позвоночником применяют компьютерную томографию и метод магнитно-ядерного резонанса. Диагноз не должен ставиться лишь на основании рентгенограмм[12].

Признаками этих нарушений являются боль при чрезмерном выпрямлении, тугоподвижность сухожилий мышц задней поверхности бедра и локализованные болезненные ощущения. Для лечения используют специальный корсет, фиксирующий грудино-поясничные позвонки, а через 3 месяца повторяют обследование. Кроме того, выполняют упражнения на растягивание сухожилий мышц задней поверхности бедра, а также упражнения для укрепления мышц живота. Осуществляется постепенное возвращение к занятиям гимнастикой, сначала с ограниченным разгибанием.

Идиопатический сколиоз у гимнасток

В нескольких исследованиях показано, что молодые гимнастки чаще страдают идиопатическим сколиозом, чем другие дети. Так Tanchev с соавторами сообщает об увеличении сколиоза среди художественных гимнасток в 10 раз по сравнению с контрольной группой - 12% против 1,1%[15]. Идиопатический сколиоз развивается в возрасте от первого года жизни ребенка до окончания роста скелета, чаще всего в периоды бурного роста организма: в 5-7 лет и в 10-14 лет. У девочек это заболевание встречается в 5 раз чаще, чем у мальчиков. Заболевание возникает у совершенно здоровых детей, не обнаруживающих никаких патологических отклонений со стороны других органов и систем. При сколиозе позвоночник отклоняется от прямой линии во фронтальной (боковой) и/или сагиттальной (передне-задней) плоскости. В искривлении участвуют несколько смежных позвонков, формируя дугу искривления. Срединная точка этой дуги называется вершиной дуги. Для того, чтобы уравновесить положение тела, организм вынужденно формирует в области, смежной с первичной дугой, вторичную компенсаторную дугу искривления, направленную выпуклостью в противоположную сторону. Таким образом, сколиотический позвоночник может иметь 2, 3 и даже 4 дуги искривления. Часто при идиопатическом сколиозе наблюдается поворот позвонков вокруг своей оси, что заметно по отклонению остистых отростков смежных позвонков от прямой линии. Это явление называется торсией, или скручиванием. Meyer с соавторами (2006) установил, что сама физическая активность и занятия гимнастикой не служат причиной сколиоза[16]. Было показано, что одним из факторов возникновения сколиоза является повышенная гибкость в суставах, которая и определяет выбор спортивной специализации. Авторы работы утверждают, что занятия гимнастикой не усугубляют сколиоз, а наоборот укрепляют мышцы спины и туловища, тем самым способствуя лечению этой патологии позвоночника.

Растяжения мышц и сухожилий в художественной гимнастике

Рис. 9 - Паховые мышцы правого бедра. Вид спереди.
Гибкость, являющаяся одним из главных качеств гимнасток разрабатывается за счет растягивающих упражнений на соответствующие мышцы, связки и сухожилия. Поэтому травмы, вызванные чрезмерным растяжением неизбежны в художественной гимнастике. Чаще всего в художественной гимнастике травмируются задние мышцы бедра и мышцы паховой области. Паховые мышцы - это несколько мышц с медиальной
медиальный
[край] - medialis - сторона, лежащая ближе к срединной (центральной) плоскости, т.е. внутренняя сторона.
Антоним - латеральный край. ...
нажмите для подробностей..
(внутренней) стороны бедра, расположенных в несколько слоев (рис. 9). Основная задача этих мышц - приведение бедра (сведение ног). Группу мышц задней поверхности бедра образуют полусухожильная мышца, крепящаяся к медиальной стороне коленного сустава, двуглавая мышца бедра, крепящаяся к латеральной
латеральный
[край] - lateralis - сторона, лежащая дальше от срединной (центральной) плоскости, т.е. внешняя сторона.
Антоним - медиальный край. ...
нажмите для подробностей..
стороне коленного сустава и полуперепончатая мышца. Основные функции этих мышц - сгибание голени и разгибание бедра. Подробнее о функциях мышц бедра смотрите в статье анатомия бедра.

Мышечные боли могут возникнуть не только из-за растяжения, но и по некоторым другим причинам. Проф. Франциско Биоска предлагает следующую классификацию мышечных болей[17]:
  • Внутренняя
    • Физиологическая (обратимые изменения волокон, без рубца)
      • Контрактура
        контрактура
        (лат. contractura сужение, сокращение, стягивание) — ограничение нормальной подвижности в суставе, вызванное рубцовым стягиванием кожи, сухожилий, заболеваниями мышц, сустава, болевым рефлексом и др. Часто контрактурой называют стойкое уменьше...
        нажмите для подробностей..
        (спазм)
      • Крепатура
        крепатура
        (забитость) — боли в мышцах, вызванные накоплением в них токсинов (молочной кислоты) и другими причинами, которые могут вырабатываться при физической нагрузке. Обычно, поводом к её появлению служит непривычно большая для организма мышечная акт...
        нажмите для подробностей..
    • Анатомическая (обратимые изменения волокон, рубец)
      • Растяжение - степень I
      • Разрыв мышечных волокон - степень II
      • Разрыв мышцы - степень III
      • Полный отрыв мышцы - степень IV
  • Внешняя
    • Легкий ушиб I степени: местная реакция тканей
    • Ушиб II степени: повреждение мышцы - гематома
      гематома
      (греч. haima, haimatos кровь+ oma) — ограниченное скопление крови при закрытых и открытых повреждениях органов и тканей с разрывом (ранением) сосудов; при этом образуется полость содержащая жидкую или свернувшуюся кровь.

      нажмите для подробностей..
    • Сильный ушиб III степени: разрушение волокон, полный разрыв
В художественной гимнастике наиболее встречаются мышечные боли внутренней этиологии
этиология
(греч. aitia причина + logos учение) — 1) учение о причинах и условиях возникновения болезней; 2) причина возникновения болезни или патологического состояния....
нажмите для подробностей..
. Важно отличать физиологические и анатомические боли, так как от этого зависит стратегия лечения.

Крепатура

Крепатура - отсроченная мышечная болезненность(англ. DOMS – Delayed Onset Muscular Soreness). Представляет собой обратимые изменения мышечных волокон без повреждения соединительной ткани, вызываемые перегрузкой.

Клиника: боль возникает через несколько часов или несколько дней после нагрузки(обычно длительной эксцентрической), особенно часто у недостаточно подготовленных людей , но встречается и у профессиональных спортсменов. Боль беспокоит даже в покое и при пальпации
пальпация
(лат. palpatio поглаживание) — один из основных методов клинического обследования, основанный на осязании исследователем различных состояний тканей и органов, больного при их прощупывании, а также на оценке больным испытываемых им во время исс...
нажмите для подробностей..
.

Лечение: симптоматическое, НПВС, боль ослабевает максимум через неделю. Дифференциальный диагноз проводится с растяжением мышцы. Для правильной постановки диагноза необходимо тщательное изучение механизма возникновения болей.

Контрактура

Мышечный спазм - это острые обратимые изменения мышечных волокон без повреждения соединительной ткани вследствие нарушения биохимических процессов – повышение миостатического тонуса.

Клиника: внезапное появление, спортсмен ощущает укорочение мышцы, боль проявляется и без пальпации, боль не локализуется.

Лечение: нет необходимости в специфическом лечении, но подобная травма всегда должна настораживать – возможно, это сигнал о более серьезной травме, обычно вызывается мышечной усталостью (чем вызвана мышечная усталость?). Следует скорректировать возможные факторы риска получения травмы, делать растяжку, массаж, при отсутствии рецидивов можно продолжить тренировку.

Растяжение - степень I

При растяжении происходят необратимые изменения некоторых мышечных волокон до состояния некроза
некроз
(necrosis, греч. nekrosis омертвение) — омертвение клеток и тканей в живом организме, сопровождающееся необратимым прекращением их функций. Н. не только патологический процесс, но и необходимый компонент нормальной жизнедеятельности клеток и т...
нажмите для подробностей..
, но соединительнотканные элементы не повреждены. При УЗИ определяются микроразрывы волокон.

Клиника: возникает внезапно, проявляется на пике нагрузки, боль при растяжке, боль локализуется при пальпации

Лечение: покой, НПВС, миорелаксанты, расслабляющий массаж, постепенное возобновление физических нагрузок через 4–5 дней(интенсивность нагрузки ограничивается появлением боли).Судить о полном восстановлении можно при отсутствии боли при растяжке.

Разрыв мышечных волокон - степень II

Представляют собой необратимые изменения ограниченного числа мышечных волокон, минимальное повреждение соединительнотканных элементов.

Клиника: внезапное появление, ощущение резкой колющей боли, спазм, боль при растяжке, при уменьшении спазма – боль при пальпации

Лечение: покой, УЗИ–контроль дважды в течение лечения, использование факторов роста, физиотерапия (первые 48 часов – холод, магнитотерапия, затем – УЗТ, массаж со льдом, ТЕNS), эксцентрическая работа с учетом правила безболезненности. Тренировочные нагрузки начинаются в бассейне. Тренировки начинаются при достижении максимального уровня нагрузки в бассейне. Переход к тренировкам в общей группе осуществляется при безболезненном выполнении скоростных упражнений.

Разрыв мышцы - степень III

При разрыве мышцы происходят множественные повреждения мышечных волокон и соединительной ткани, образуется внутримышечная гематома.

Клиника: внезапное появление, выраженные болевые ощущения, утеря мышечной подвижности, незначительная мышечная слабость, спазм несколько часов спустя после травмы, боль локальная, но не точечная (до 4 кв.см)

Лечение: в связи с тяжестью травмы и продолжительностью периода восстановления, мы выделяем три этапа лечения

Этап 1 (24–48 часов)

  • Первичное лечение: холод, компрессия
  • Анальгетики
  • Миорелаксанты
  • Общая программа восстановления: диета, психологический тренинг, поддержание общей физической формы
  • Противовоспалительные препараты не применяются
Этап 2 (завершение – безболезненный стретчинг)
  • Поддержание общей физической формы
  • Выносливость – 35–40 мин
  • Электротерапия
  • TENS, ультразвук
  • Миорелаксанты
  • Эксцентрическая работа (с учетом правила безболезненности)
  • Обеспечение покоя для поврежденной мышцы
  • На завершающей стадии — ступенчато возрастающая нагрузка для других мышц
Этап 3 (возобновление тренировочной активности)
  • Постепенное увеличение нагрузки
  • Велотренажер
  • Бассейн
  • Возобновление тренировочной деятельности( учитывая критерии, приведенные в разделе «Разрыв мышечных волокон»

Травмы коленных суставов у гимнастов

Рис. 10 - Правое колено. Вид спереди. Рисунок показывает самый общий участок воспаления, который характерен для тендинита связки надколенника.
Рис. 11 - Элемент, именуемый в балете "гранд жете" (grand jete).
В исследовании Zetaruka и коллег упоминается, что большинство травм колена художественных гимнасток были диагностированы, как тендинит[3]. Наиболее частым тендинитом в области колена является тендинит связки надколенника, который также называют "колено прыгуна
колено прыгуна
– тендинит связки надколенника. Часто встречается у прыгунов в высоту, баскетболистов и волейболистов. Характеризуется болями в нижнем полюсе надколенника, в месте прикрепления связки надколенника. Развивается из–за постоянной нагрузки и, как следст...
нажмите для подробностей..
", возникающий вследствие продолжительных тренировок, многочисленных прыжков и приземлений, которые приводят к микротравмам структуры связки надколенника (рис.10). Так как тренировки происходят слишком часто, микротравмы не успевают зажить и накапливаются. Все это в итоге приводит к воспалению и дегенерации
дегенерация
(degeneratio, лат. degenero вырождаться, перерождаться)
1) (син. деградация) в биологии — процесс упрощения, обратного развития;
2) в патологии — см. Дистрофия. ...
нажмите для подробностей..
тканей связки. Симптомы тендинита связки надколенника включают боль в нижней части надколенника, особенно при нагрузке (прыжках, приземлениях) и сгибании колена. Боль, однако, может быть достаточно терпимой, что зачастую приводит к откладыванию похода к врачу. Это может привести к усугублению заболевания, прогрессированию дегенеративных процессов в ткани связки и, как наихудший вариант, привести к ее разрыву. Лечение рекомендуется начать с консервативных
консервативный
(лат. conservativus, от conservo сохранять) в медицине — не связанный с хирургическим вмешательством (о методе лечения). ...
нажмите для подробностей..
методов (покой, холод, противовоспалительные препараты, специальные наколенники) и лишь когда они окажутся безуспешными применить хирургическое лечение, заключающееся в вырезании больной части связки.

В литературе не удалось найти описания коленных травм в художественной гимнастике, поэтому мы воспользовались методом, предложенным Kate Roberts - экстраполировали данные, полученные на танцорах балета[2]. В работе Meuffels и Verhaar описываются разрывы передней крестообразной связки (ПКС) у танцоров балета[18]. Из 253 танцоров с такой травмой было зарегистрировано 6 (4 мужчин и 2 женщин). Авторы отмечают, что все без исключения травмы произошли при приземлении после прыжков - батман у мужчин и грант жете у женщин (рис.11). В момент приземления нога находилась в супинированном положении (развернута наружу), что создавало вальгусную
вальгусная
(см. вальгус)...
нажмите для подробностей..
нагрузку на колено - классическая ситуация травмы ПКС. Все травмированные танцоры были прооперированы. Также следует отметить, что повреждение ПКС - достаточно серьезная травма и 3 из 6 танцоров впоследствии прекратили занятия балетом из-за этой травмы. Профилактика этой травмы заключается в концентрации внимания спортсменки на выполняемых движениях, тренировка координации движения, в том числе в фазе прыжка, предотвращение чрезмерного отведения ноги в момент приземления и сведение к минимуму прыжков, требующие вращения наружу сразу после приземления[18]. Данная статья - интелектуальная собственность www.sportmedicine.ru

Травмы голеностопных суставов у гимнастов

Рис. 12 - Повреждение связок голеностопного сустава.
а - инверсия стопы с дисторзией
дисторзия
(лат. distorsio, distortio, от distorqueo - выворачиваю, искривляю), повреждение связочного аппарата сустава; то же, что растяжение. ...
нажмите для подробностей..
передней малоберцово-таранной связок 1-й степени;
б - дисторзия малоберцово-таранной и пяточно-таранной связок 2-й степени;
в - полный разрыв пяточной-таранной, передней и задней малоберцово-таранной связок.
Рис. 13 - Внутренняя (медиальная) сторона правой стопы, пучки дельтовидной связки голеностопного сустава.
Среди острых травм в художественной гимнастике повреждения голеностопного сустава и стопы занимают первое место[1]. Чаще всего это растяжения связок при инверсии стопы внутрь, однако, возможны повреждения заднего большеберцового сухожилия, разрывы ахиллова сухожилия, повреждение малоберцового сухожилия и синовиальных влагалищ
влагалище синовиальное
(vagina synovialis; син. влагалище слизистое, сухожильное влагалище) — влагалище, образованное замкнутой синовиальной оболочкой, один листок которой выстилает поверхность сухожилия, а другой — стенку его фиброзного влагалища. Снижает коэфицент...
нажмите для подробностей..
, а также переломы в области лодыжки[12].

Растяжения связок голеностопного сустава

Инверсия стопы приводит к растяжению передней таранно-малоберцовой и пяточной малоберцовой связок (рис.12). В более тяжелых случаях повреждается и межберцовый синдесмоз
синдесмоз
(греч. syndesmos - связка) — соединение костей посредством плотной волокнистой соединительной ткани. ...
нажмите для подробностей..
. Значительно реже встречаются повреждения дельтовидной связки. Все эти повреждения, исключая повреждения межберцового синдесмоза и дельтовидной связки, можно лечить консервативным путем. Что касается повреждения межберцового синдесмоза, то оно требует открытой репозиции
репозиция
(позднелат. repositio, от лат. repono, repositum возвращать на место, вправлять) — хирургический прием восстановления правильного положения смещенных отломков кости при переломах....
нажмите для подробностей..
и внутреннего фиксирования, в случае разрыва дельтовидной связки может потребоваться открытая реконструкция.Авторские права на статью принадлежат www.sportmedicine.ru

Лечение предусматривает покой, прикладывание льда, противовоспалительные препараты, наложение тугой повязки для снятия отечности и болевых ощущений. Иммобилизация гипсовой повязкой не требуется. Обычно применяют бинтование или различные фиксирующие приспособления (бандажи и ортезы). Для восстановления полного диапазона движений следует как можно раньше приступить с восстанавливающим упражнениям. Во время этой фазы нужно быть внимательным и помнить об повышенной опасности повторной травмы из-за слабости мышц и сниженной проприорецепции
проприорецепция
- общий термин, используемый для того, чтобы охватить все те сенсорные системы, которые включены в обеспечение информации относительно позиции, местоположения, ориентации и движения тела (и его частей). Имеются две основные группы проприоцепторов – ...
нажмите для подробностей..
.

Осложнением при этом является рецидивирующий подвывих малоберцовых сухожилий. Это нарушение, как правило, само по себе не проходит, обычно требуется хирургическое восстановление удерживателя малоберцовых мышц, а также углубление малоберцовой борозды позади латеральной части лодыжки. Это повреждение может возникать при приземлении, когда медиальная передняя часть стопы оказывается на краю мата, а пятка утрачивает равновесие. Это приводит к супинации
супинация
(лат. supino, supinatum переворачивать, откидывать назад) — вращательное движение конечности или ее части кнаружи. Например супинация кисти - это ее движение кнаружи до положения, при котором она обращена ладонью вверх....
нажмите для подробностей..
и изгибу назад, что обусловливает нагрузку вдоль удерживателя малоберцового сухожилия. При остром вывихе может потребоваться наложение гипсовой повязки. Последующие эпизоды смещения малоберцового сухожилия указывают на необходимость реконструкции удерживателя.

Медиальный импиджмент-синдром голеностопного сустава

Также у гимнастов встречается медиальный синдром ущемления (импиджмент-синдром) голеностопного сустава. Этот синдром может развиться после инверсионных растяжений связок и переломов шейки и тела таранной кости голеностопного сустава, после которых развивается неправильная биомеханика сгибания, при которой происходит ущемление переднего большеберцово-таранного пучка дельтовидной связки при тыльном сгибании стопы, которая находится с медиальной стороны голеностопного сустава (рис.13). Часто данный синдром сопровождают такие нарушения, как остеофит
остеофит
(от лат. osteon — кость, и лат. phyton — расти) — патологический нарост на поверхности костной ткани. Как правило это краевое разрастание кости, подвергающейся деформирующим нагрузкам, или вследствие нарушения обмена кальция в костной ткани. ...
нажмите для подробностей..
таранной кости или повреждение суставного хряща. Vann и Manoli провели ретроспективное исследование пациентов с медиальным импиджмент-синдромом голеностопного сустава[19]. Всего было рассмотрено 789 историй болезни, собранных с 2001 по 2007 год, среди которых 115 пациентов (14.5%) были профессиональными гимнастами. Все пациенты лечились хирургическим методом, путем артротомии. 64% прооперированных гимнастов вернулись к занятиям.

Нередко встречаются переломы ноги и стопы. Чаще всего это касается гимнасток. Обычно переломы происходят в дистальной
дистальный
[напр. конец, фаланга] (distalis) — конец мышцы или кости конечности или целая структура (фаланга, мышца) наиболее удалённая от туловища.
Антоним - проксимальный....
нажмите для подробностей..
части малоберцовой кости, средней трети большеберцовой кости и в плюсневых костях. Для точного диагноза при переломе плюсневых костей целесообразно применять МРТ, т.к. на рентгенограммах обычно такие переломы не видны. Лучшим методом лечения является покой и изменение уровня активности.

Наряду с острыми травмами лодыжки, у гимнастов возможны и усталостные повреждения в форме тендинита, воспаления других мягких тканей и усталостного перелома. Тендинит ахиллова сухожилия относительно частая проблема в спортивной гимнастике. Частые прыжки и приземления во время постоянных тренировок увеличивают риск хронических травм. Проблемы с ахилловым сухожилием чаще всего связывают с соскоками и другими прыжками. Лечение ни чем не отличается от обработки других форм тендинита.Данная статья - интеллектуальная собственность www.sportmedicine.ru

Повреждения стопы в гимнастике

Рис. 14 - Чрезмерное сгибание большого пальца стопы в плюснефаланговом суставе.
Рис. 15 - Повреждение плюснефалангового сустава большого пальца стопы.
Острые повреждения стоп довольно часто встречаются у гимнастов из-за постоянных приземлений и включают подтаранный вывих стопы, переломо-вывих Лисфранка, а также другие переломы и повреждения связок плюсневых костей и пальцев. Нередко возникают дерматологические проблемы. Чаще всего травмы стопы происходят при приземлении или падении со снаряда.

Повреждение плюснефалангового сустава большого пальца стопы

Повреждение плюснефалангового сустава большого пальца стопы может произойти как в результате чрезмерного сгибания (рис.14), так и чрезмерного разгибания (рис.15), которые могут произойти при неудачном падении, а также при беге или прыжках. При такой травме повреждается капсула сустава и связки, которые ее укрепляют. При чрезмерном сгибании также может повредиться сухожилие мышцы, разгибающий большой палец, что приведет к появлению так называемого "молоткообразного пальца". Симптомы травмы - боль в области первого плюснефалангового сустава стопы, отек, опухоль, ограничение движения в суставе. Травма может носить как острый, так и хронический характер. В последнем случае боль незначительная и будет развиваться постепенно. При острой травме может произойти отрывной перелом, когда связка отрывается с частью плюсневой кости.

Первая помощь при травме включает покой, лед, тугая повязка, и возвышение, а также использование для передвижения несгибаемую в этом участке обувь. При отрывном переломе или полном разрыве связок или сухожилия потребуется хирургическое лечение.

Профилактика травм в художественной гимнастике

В соответствии с полученными результатами Zetaruka и коллеги в своей работе предлагают следующие меры по предотвращению травм в художественной гимнастике[3]:

  • Продолжительность занятий элитных спортсменок не должна превышать 30 часов в неделю, подэлитных - 20 часов в неделю
  • Растягивающие упражнения следует выполнять не менее, чем 40 минут в день
  • ОФП не должно занимать у гимнасток более, чем 5-6 часов в неделю

В целях предотвращения болей в области поясницы следует внимательно следить за правильностью техники спортсменки и предотвращать выработку неправильных навыков, способных привести к таким болям. Также не следует форсировать развитие гибкости юных спортсменок и заставлять их выполнять движения с диапазоном, к которому они еще не готовы. Спортсменки должны постоянно проходить медицинское обследование на предмет выявления усталостных переломов в области поясницы, а также голени, голеностопного сустава и стопы. Необходимо тщательно следить за питанием и массой тела юных гимнасток, предотвращать и устранять нарушение менструального цикла, потенциально ведущую к раннему остеопорозу.

Использованная литература


  1. Cupisti A, D'alessandro C, Evangelisti I, Umbri C, Rossi M, Galetta F, Panicucci E, Pegna SL, Piazza M. Injury survey in competitive sub-elite rhythmic gymnasts: results from a prospective controlled study. J Sports Med Phys Fitness. 2007, vol.47, №2, pp.203-207. [Fulltext DJVU]
  2. Roberts K. Spine injuries in rhythmic gymnastics. Sport Health. 2009, vol.27, №3, pp.27-29. [Fulltext PDF]
  3. Zetaruka MN, Violanb M, Zurakowskic D, Mitchell WA, Micheli LJ. Injuries and training recommendations in elite rhythmic gymnastics. Apunts Med Esport. 2006, vol.41, №151, pp.100-106. [Fulltext PDF]
  4. Hutchinson MR. Low back pain in elite rhythmic gymnasts. Med Sci Sports Exerc. 1999, vol.31, №11, pp.1686-1688. [Fulltext RTF]
  5. Klentrou P, Plyley M. Onset of puberty, menstrual frequency, and body fat in elite rhythmic gymnasts compared with normal controls. Br J Sports Med. 2003, vol.37, №6, pp.490–494. [Fulltext PDF]
  6. Munoz MT, de la Piedra C, Barrios V, Garrido G, Argente J. Changes in bone density and bone markers in rhythmic gymnasts and ballet dancers: implications for puberty and leptin levels. Eur J Endocrinol. 2004, vol.151, №4, pp.491–496. [Fulltext PDF]
  7. Georgopoulos N, Markou K, Theodoropoulou A, Paraskevopoulou P, Varaki L, Kazantzi Z, Leglise M, Vagenakis AG. Growth and pubertal development in elite female rhythmic gymnasts. J Clin Endocrinol Metab. 1999, vol.84, №12, pp.4525-4530. [Fulltext PDF]
  8. Georgopoulos NA, Markou KB, Theodoropoulou A, Benardot D, Leglise M, Vagenakis AG. Growth retardation in artistic compared with rhythmic elite female gymnasts. J Clin Endocrinol Metab. 2002, vol.87, №7, pp.3169–3173. [Fulltext PDF]
  9. Georgopoulos NA, Markou KB, Theodoropoulou A, Vagenakis GA, Benardot D, Leglise M, Dimopoulos JC, Vagenakis AG. Height velocity and skeletal maturation in elite female rhythmic gymnasts. J Clin Endocrinol Metab. 2001, vol.86, №11, pp.5159–5164. [Fulltext PDF]
  10. World Health Organization. Body Mass Index (BMI) classification. http://apps.who.int/bmi/index.jsp?introPage=intro_3.html.
  11. Kruse D, Lemmen B. Spine injuries in the sport of gymnastics. Curr Sports Med Rep. 2009, vol.8, №1, pp.20-28. [Fulltext PDF]
  12. Sports injuries: Mechanisms, prevention, treatment. Chapter 26 - Gymnastics. / Freddie H. Fu, David A, Stone M.D. 2nd edition - «Lippincott, Williams & Wilkins», 1994. [Fulltext PDF]
  13. Cupisti A, D'Alessandro C, Evangelisti I, Piazza M, Galetta F, Morelli E.. Low back pain in competitive rhythmic gymnasts. J Sports Med Phys Fitness. 2004, vol.44, №1, pp.49-53.
  14. Piazza M, Di Cagno A, Cupisti A, Panicucci E, Santoro G. Prevalence of low back pain in former rhythmic gymnasts. J Sports Med Phys Fitness. 2009, vol.49, №3, pp.297-300.
  15. Tanchev PI, Dzherov AD, Parushev AD, Dikov DM, Todorov MB. Scoliosis in rhythmic gymnasts. Spine. 2000, vol.25, №11, pp.1367-1372.
  16. Meyer C, Cammarata E, Haumont T, Deviterne D, Gauchard GC, Leheup B, Lascombes P, P. Perrin PP. Why do idiopathic scoliosis patients participate more in gymnastics? Scand J Med Sci Sports. 2006, vol.16, №4, pp.231–236. [Fulltext PDF]
  17. Биоска Ф.. Мышечные травмы. Объединение спортивных врачей. http://www.footballmed.com/articles/33-musculartraumas.html.
  18. Meuffels DE, Verhaar JA. Anterior cruciate ligament injury in professional dancers. Acta Orthop. 2008, vol.79, №4, pp.515-518. [Fulltext PDF]
  19. Vann MA, Manoli A. Medial ankle impingement syndrome in female gymnasts. Oper Tech Sports Med. 2010, vol.18, №1, pp.50-52. [Fulltext PDF]
Авторские права на статью принадлежат www.sportmedicine.ru Данная статья - интелектуальная собственность www.sportmedicine.ru

Дата публикации: 1 июля 2010 года

Данная оригинальная статья является интелектуальной собственностью и охраняется законом РФ "Об авторских правах". Любое использование материала данной статьи, полностью или частично, без размещения прямой гиперссылки на www.sportmedicine.ru запрещается.








Реклама на сайте









Rambler's Top100

Кодекс этики врачей Рунета