Люди, принимающие пероральные стероиды в два раза чаще имеют острые формы недостаточности витамина D, по сравнению с обычным населением. Об этом сообщается в исследовании с участием более 31 000 детей и взрослых, проведенном учеными из Медицинского колледжа имени Альберта Эйнштейн при Университете Ешива. Их результаты, опубликованные 28 сентября в он-лайн версии Журнала клинической эндокринологии и метаболизма (The Journal of Clinical Endocrinology and Metabolism), показывают, что врачи должны более тщательно контролировать уровень витамина D у пациентов, принимающих пероральные стероиды.
«Прежде чем выписать рецепт на стероиды, врачи, одновременно с назначением плановых лабораторных исследований, должны также измерить уровень витамина D», - говорит ведущий автор исследования доктор медицинский наук, доцент педиатрии в Медицинском Центре Эйнштейна-Монтефиор при университетской больнице Эйнштейна, Эми Скверски.
Тяжелые формы дефицита витамина D, зафиксированные в данном исследовании (определяемые как уровень менее 10 нанограмм на миллилитр крови), как известно, приводят к остеомаляции | остеомаляция |
|---|
(от греч. osleon - кость и греч. malakia — мягкость, слабость) - заболевание костной ткани выражающееся в размягчении и деформации кости вследствие нарушения минерального обмена (прежде всего обеднения организма солями кальция и фосфорной кисл... |
| нажмите для подробностей.. |
(размягчение костей), рахиту (размягчение костей у детей) и клинической миопатии (мышечная слабость). Несмотря на разногласия по этому вопросу, уровень витамина D между 20 и 50 нг/мл, как правило, считается достаточным для здоровья костей и общего состояния здоровья. Однако, было доказано, что стероиды являются причиной дефицита витамина D, возможно, вызывая увеличение уровней фермента, который инактивирует витамин.
Менее крупные исследования с участием людей, принимающих стероиды по медицинским показаниям (например, дети, болеющие астмой, и пациенты с болезнью Крона и волчанкой), показали, что у этих пациентов крайне низкие уровни витамина D. Для дальнейшей оценки связи между приемом стероидов и уровнем витамина D, исследователи из университета имени Эйнштейна провели первое в истории изучение большой, национально-репрезентативной выборки людей.
Исследователи изучили данные по участникам Национальной программы проверки здоровья и питания за 2001-2006 гг. Около одного процента участников заявили, что использовали пероральные стероиды в течение предыдущих 30 дней.
Из них 11% имели крайне низкий уровень витамина D по сравнению с 5 % участников, не принимающих стероиды , т.е. в два раза более высокий риск развития тяжелой недостаточности витамина D. Пациенты младше 18 лет были в 14 раз более подвержены риску развития дефицита витамина D, по сравнению с их сверстниками, не принимающими стероиды. (Участники, которые сообщили об использовании ингаляционных стероидов, не были включены в данную выборку.)