Версия для печатиСпортивная медицина » Специалистам » Новости » Новости спортивной науки » Подготовка спортсменов XXI века. Научные основы и

Подготовка спортсменов XXI века. Научные основы и построение тренировки.


В книге анализируются и обобщаются методологические основы современной спортивной тренировки, её базовые концепции, принципы и подходы; содержатся сведения по планированию традиционной и альтернативных моделей подготовки, включая особенности выявления таланта в спорте. Особое внимание уделяется применению инновационных технологий, повышающих степень реализации психофизиологических способностей спортсмена и эффективность тренировки для развития основных двигательных качеств.

Для тренеров, специалистов, научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений сферы физической культуры и спорта.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие к русскому изданию - 3

РАЗДЕЛ 1. Основы методики и её базовые концепции

Глава 1. Основные термины и принципы спортивной тренировки - 7

1.1. Сущность спортивной тренировки - 7

1.1.1. Цели и задачи тренировочного процесса - 10

1.1.2. Основные термины спортивной тренировки - 11

1.1.3. Методы спортивной тренировки - 13

1.2. Тренировка и принципы адаптации - 14

1.2.1. Величина тренировочной нагрузки и принцип перегрузки - 15

1.2.2. Специфичность тренировочной нагрузки - 17

1.2.3. Аккомодация - 18

1.3. Принцип суперкомпенсации и его применение в практике - 19

1.3.1. Цикл суперкомпенсации после отдельной нагрузки - 20

1.3.2. Суммирование нескольких нагрузок в пределах серии тренировок - 20

1.4. Основные принципы спортивной тренировки - 23

1.4.1. Специализация - 23

1.4.2. Индивидуализация - 24

1.4.3. Вариативность - 26

1.4.4. Взаимодействие нагрузок - 28

1.4.5. Циклическое планирование процесса тренировки - 29

Заключение по главе - 31

Литература к главе 1 - 32

Глава 2. Тренировочные эффекты - 33

2.1. Общая характеристика - 33

2.2. Острый тренировочный эффект - 35

2.2.1. Острые эффекты, оцениваемые специфическими спортивными индикаторами - 36

2.2.2. Острые эффекты, оцениваемые психофизиологическими индикаторами - 38

2.2.3. Программирование острых тренировочных эффектов - 40

2.2.4. Биологические предпосылки, обусловливающие острые тренировочные эффекты - 41

2.3. Непосредственные тренировочные эффекты - 42

2.3.1. Индикаторы непосредственных тренировочных эффектов - 42

2.3.2. Мониторинг непосредственных тренировочных эффектов - 44

2.3.3. Основные подходы к управлению непосредственными тренировочными эффектами - 46

2.4. Кумулятивные тренировочные эффекты - 47

2.4.1. Динамика физиологических показателей - 47

2.4.2. Динамика показателей физических качеств - 49

2.4.3. Динамика спортивных достижений - 51

2.5. Отставленные тренировочные эффекты - 54

2.6. Остаточные тренировочные эффекты - 56

2.6.1. Базовая концепция - 56

2.6.2. Долгосрочные и среднесрочные остаточные эффекты - 58

2.6.3. Краткосрочные остаточные эффекты - 59

2.6.2. Факторы, обусловливающие краткосрочные остаточные эффекты - 61

2.7. Фундаментальные биологические теории, объясняющие природу тренировочных эффектов - 64

Заключение по главе - 66

Литература к главе 2 - 67

Глава 3. Тренируемость спортсменов - 70

3.1. Наследственные факторы тренируемости - 70

3.1.1. Спортивные династии - 70

3.1.2. Наследственные детерминанты соматических признаков и физических качеств - 73

3.1.3. Наследственные детерминанты кумулятивного тренировочного эффекта - 76

3.2. Тренируемость на разных этапах многолетней подготовки - 78

3.2.1. Многолетняя динамика тренируемости - 78

3.2.2. Спортсмены с более и менее благоприятной реакцией на тренировку - 80

3.3. Гендерные различия тренируемости - 81

3.3.1. Различия максимальных спортивных достижений - 81

3.3.2. Различия физиологических детерминант спортивной подготовленности - 83

3.3.3. Различия реакции на тренировочные нагрузки - 89

Заключение по главе - 93

Литература к главе 3 - 94

Глава 4. Перенос тренированности - 97

4.1. Предпосылки и базовая концепция переноса тренированности - 98

4.2. Теория и практика переноса тренированности - 99

4.2.1. Перенос тренированности как фактор, определяющий подготовку спортсменов - 100

4.2.2. Примеры реализации переноса тренированности в практике - 101

4.3. Перенос тренированности при освоении и совершенствовании двигательных навыков - 102

4.3.1. Перенос навыка при тренировке одной руки или ноги на нетренированную конечность - 102

4.3.2. Эффект упражнений, отличающихся по координационной структуре от соревновательного навыка - 104

4.4. Перенос тренированности при совершенствовании двигательных качеств - 105

4.4.1. Общие предпосылки переноса двигательных качеств - 106

4.4.2. Перенос тренированности при тренировке одной руки или ноги на нетренированную конечность: контралатеральный эффект - 108

4.4.3. Перенос тренированности при тренировке рук на упражнения для ног и наоборот - 111

4.5. Влияние силовой тренировки на проявление выносливости - 114

4.5.1. Влияние гипертрофии мышц - 115

4.5.2. Эффект экономизации - 116

4.5.3. Совершенствование периферического
периферический
в анатомической терминологии - внешний, удалённый от центра. Антоним - центральный....
нажмите для подробностей..
кровообращения - 116

4.5.4. Эффект суммарной тренировочной стимуляции - 116

4.5.5. Факторы и условия, ограничивающие перенос силовых качеств - 117

4.6. Влияние тренировки на выносливость на проявление скоростно-силовых способностей - 120

4.6.1. Трансформация мышечных волокон - 120

4.6.2. Нервно-мышечная адаптация - 121

4.6.3. Гормональная регуляция - 122

4.6.4. Данные молекулярной биологии - 122

4.7. Параллельная тренировка в нескольких видах спорта (кросс-тренинг) - 123

Заключение по главе - 124

Литература к главе 4 - 126

РАЗДЕЛ 2. Основы планирования и построения тренировки

Глава 5. Традиционная теория спортивной тренировки: общий обзор - 133

5.1. Исторические корни и современное состояние - 133

5.2. Основные положения традиционной теории - 135

5.3. Общая и специальная физическая подготовка - 140

5.4. Специализированные принципы спортивной тренировки - 141

5.5. Методические формы организации упражнений - 142

5.6. Критические замечания в адрес традиционной теории спортивной тренировки - 143

Заключение по главе - 148

Литература к главе 5 - 149

Глава 6. Блоковое построение тренировки как альтернатива традиционной теории - 150

6.1. Модель тренировки концентрированного однонаправленного воздействия - 150

6.1.1. Методологические предпосылки - 151

6.1.2. Данные исследований концентрированной однонаправленной тренировки - 155

6.1.3. Преимущества и ограничения концентрированной однонаправленной тренировки - 158

6.2. Многоцелевая модель блоковой периодизации
периодизация
(в смысле периодизация спортивной подготовки) - систематизация и планирование спортивной подготовки, которая заключается в делении тренировочного процесса на определённые периоды (циклы, блоки и т.п.), сменяющие друг друга в установленной пос...
нажмите для подробностей..
- 160

6.2.1. Факторы, обусловившие разработку многоцелевой модели блоковой периодизации - 160

6.2.2. Ранние исследования многоцелевой блоковой периодизации - 162

6.2.3. Основные положения и предпосылки внедрения - 166

6.2.4. Структурная модель годового цикла - 168

6.2.5. Основные следствия реализации многоцелевой блоковой модели - 169

Заключение по главе - 171

Литература к главе 6 - 172

Глава 7. Реализация многоцелевой блоковой модели тренировки в разных видах спорта - 175

7.1. Индивидуальные виды спорта на выносливость - 175

7.2. Спортивные игры - 181

7.3. Подготовка спортсменов, тренирующих максимальную силу и мощность - 183

7.3.1. Данные научных исследований - 183

7.3.2. Практический пример реализации блоковой программы - 186

7.4. Рекреационная тренировка: профилактика остеопороза
остеопороз
(osteoporosis; греч. osteon кость + poros пора, отверстие + -osis) — разрежение костной ткани в результате уменьшения массы кости в единице объема, возникающее при нарушении равновесия между процессами разрушения и новообразования костной тка...
нажмите для подробностей..
и сердечно-сосудистых заболеваний - 190

Заключение по главе - 191

Литература к главе 7 - 192

Глава 8. Современные оригинальные подходы к планированию и построению подготовки спортсменов - 194

8.1. Поляризованная тренировка - 194

8.1.1. Опыт подготовки элитных спортсменов - 195

8.1.2. Данные научных исследований - 197

8.1.3. Научные предпосылки концепции поляризованной тренировки - 198

8.2. Реализация программ высокоинтенсивной интервальной тренировки (ВИТ) - 200

8.2.1. История возникновения ВИТ - 200

8.2.2. Основные эффекты ВИТ - 203

8.2.3. Кумулятивные эффекты ВИТ нетренированных лиц и спортсменов, занимающихся по оздоровительным программам - 204

8.2.4. Кумулятивные эффекты ВИТ тренированных и элитных спортсменов - 206

Заключение по главе - 209

Литература к главе 8 - 210

Глава 9. Тренировочное занятие: основные концепции и особенности построения - 213

9.1. Классификация и типы тренировочных занятий - 213

9.1.1. Типы занятий в зависимости от особенностей их организации - 213

9.1.2. Классификация занятий в зависимости от выполняемых в них заданий - 215

9.1.3. Классификация занятий в зависимости от их целей - 217

9.1.4. Ключевые тренировочные занятия - 219

9.2. Структура тренировочного занятия - 220

9.2.1. Разминка - 221

9.2.2. Основная часть занятия - 226

9.2.3. Заминка (заключительная часть тренировки) - 229

9.3. Особенности построения тренировочных занятий - 232

9.3.1. Последовательность упражнений различной направленности - 232

9.3.2. Совместимость различных упражнений - 234

9.3.3. Серия занятий внутри одного дня тренировки - 237

9.4. Структурирование тренировочного занятия - 240

Заключение по главе - 241

Литература к главе 9 - 242

Глава 10. Микро-, мезоциклы и этапы годового цикла подготовки - 244

10.1. Микроциклы - 244

10.1.1. Классификация микроциклов - 244

10.1.2. Изменения нагрузки внутри микроцикла - 246

10.1.3. Микроцикл развития аэробных способностей - 248

10.1.4. Микроцикл развития анаэробных гликолитических способностей - 251

10.1.5. Микроцикл развития взрывной силы и координационных способностей - 254

10.1.6. Предсоревновательный микроцикл - 258

10.1.7. Микроцикл поддержания специфических кондиций в спортивных играх - 261

10.1.8. Правила построения микроцикла - 263

10.2. Мезоциклы - 265

10.2.1. Накопительный мезоцикл - 265

10.2.2. Трансформирующий (преобразующий) мезоцикл - 268

10.2.3. Реализационный мезоцикл - 272

10.3. Этапы подготовки внутри годичного цикла - 276

10.3.1. Роль соревнования внутри этапа подготовки - 276

10.3.2. Как продлить остаточный тренировочный эффект - 278

10.4. Завершающий этап подготовки (ЗЭП) к главным соревнованиям - 279

10.4.1. Факторы, определяющие эффективность ЗЭП - 279

10.4.2. Содержание и особенности ЗЭП - 282

Заключение по главе - 285

Литература к главе 10 - 286

Глава 11. Долговременная спортивная подготовка - 288

11.1. Годичный цикл подготовки - 288

11.1.1. Цели, задачи и основные направления годичного плана - 288

11.1.2. Составление годичного плана - 289

11.1.3. Основные тенденции распределения нагрузки внутри годичного плана - 292

11.2. 4-летний цикл олимпийской подготовки - 294

11.3. Спортивное долголетие элитных спортсменов - 296

11.4. Многолетняя подготовка юных спортсменов - 301

11.4.1. Этапы многолетней подготовки - 301

11.4.2. Сенситивные периоды в развитии различных физических качеств - 306

Заключение по главе - 308

Литература к главе 11 - 309

Глава 12. Спортивный талант и его развитие - 311

12.1. Научные предпосылки - 311

12.1.1. Генетические факторы, обуславливающие спортивный талант - 311

12.1.2. Темп прироста результатов как индикатор одарённости - 313

12.2. Основные подходы к выявлению одарённости - 315

12.2.1. Данные исследований одарённости юных спортсменов - 315

12.2.2. Практические подходы к выявлению одарённых спортсменов - 318

12.3. Теория многолетней целенаправленной практики Эриксона: правило 10 лет - 320

Заключение по главе - 326

Литература к главе 12 - 327

Глава 13. Тренировка в условиях среднегорья - 329

13.1. Научные предпосылки - 329

13.1.1. Основные факторы, определяющие работоспособность спортсменов в среднегорье - 330

13.1.2. Основы адаптации к условиям среднегорья - 331

13.1.3. Возможные преимущества среднегорной подготовки - 334

13.2. Основы методики тренировки - 337

13.2.1. Общие принципы и основные положения тренировки в среднегорье - 337

13.2.2. Фазы горной акклиматизации и их влияние на построение тренировки - 340

13.2.3. Особенности реакклиматизации на уровне моря - 343

13.2.4. Построение этапа подготовки, включающего сбор в горах - 346

13.2.5. Нетрадиционные подходы к тренировке в среднегорье - 350

13.2.6. Горная подготовка в структуре годичнго цикла - 353

13.2.7. Основные подходы к программированию тренировки в среднегорье - 356

Заключение по главе - 357

Литература к главе 13 - 358

РАЗДЕЛ 3. Инновационные подходы к подготовке спортсменов

Глава 14. Одновременная и предварительная преактивация стимулирующая проявление максимальных физических возможностей - 363

14.1. Одновременная преактивация мышечной деятельности (ОПМД): научные и практические предпосылки - 363

14.1.1. История возникновения метода ОПМД - 363

14.1.2. Исследования эргогенного эффекта ОПМД - 364

14.1.3. Физиологические механизмы, обуславливающие эргогенный эффект ОПМД - 366

14.1.4. Апробация метода ОПМД в разных видах спорта: старт в спортивном плавании - 367

14.2. Предварительная преактивация мышечной деятельности (ППМД) - 369

14.2.1. Научные предпосылки - 369

14.2.2. Характеристика метода ППМД: условия и особенности реализации - 370

14.2.3. Индивидуальные особенности, обуславливающие эффект ППМД - 373

14.2.4. Эффект ППМД, реализуемый в скоростно-силовых упражнениях - 374

14.2.5. Эффект ППМД в подготовке спортсменов, тренирующихся на выносливость - 376

Заключение по главе - 378

Литература к главе 14 - 378

Глава 15. Использование психофизиологических технологий в подготовке спортсменов - 382

15.1. Тренировка с использованием биологической обратной связи (БОС) - 382

15.1.1. Использование метода БОС для совершенствования техники движений - 383

15.1.2. Реализация методов БОС в лабораторных и полевых условиях - 383

15.1.3. Комплексный подход при использовании БОС: опыт практического применения - 386

15.2. Методы аутогенной тренировки: представление - 387

15.2.1. Научные предпосылки - 388

15.2.2. Данные исследований и практические подходы - 389

15.3. Тренировка в условиях искусственной среды и виртуальной реальности - 392

15.3.1. Исследования тренировки в условиях искусственной среды - 392

15.3.2. Использование виртуальной реальности в подготовке спортсменов - 395

Заключение по главе - 399

Литература к главе 15 - 400

Глава 16. Электростимуляционная (ЭМС) тренировка - 403

16.1. История создания метода - 403

16.2. Характеристика метода ЭМС и параметров стимуляции - 406

16.3. Физиологические механизмы, обуславливающие эффект ЭМС тренировки - 408

16.4. Влияние ЭМС на физическую подготовленность и спортивные достижения - 409

16.4.1. Данные исследований в индивидуальных видах спорта - 409

16.4.2. Данные исследований в спортивных играх - 412

16.4.3. Эффект ЭМС в процессе рекреационной тренировки - 414

16.5. Практические замечания по применению ЭМС тренировки - 416

Заключение по главе - 417

Литература к главе 16 - 418

Глава 17. Вибрационная тренировка - 420

17.1. Вибрационный массаж - 420

17.2. Тренировка методами локальной и общей вибрации - 422

17.2.1. Технологические подходы и приборы для вибрационной тренировки - 422

17.2.1.1. Аппаратура для тренировки методами локальной вибрации (ЛВ) - 423

17.2.1.2. Аппаратура, создающая вибрацию всего тела (ВВТ) - 424

17.2.2. Вибрационная тренировка гибкости - 426

17.2.3. Силовые упражнения ЛВ: острый эффект - 429

17.2.4. Силовые упражнения с наложением ЛВ: кумулятивный эффект - 435

17.2.5. Упражнения с использованием ВВТ: острый эффект - 437

17.2.6. Упражнения с использованием ВВТ: кумулятивный эффект - 440

17.2.7. Вибрационная тренировка для укрепления костей - 442

17.3. Практические замечания по применению вибрационной тренировки - 445

Заключение по главе - 446

Литература к главе 17 - 447



Авторы: Иссурин В.Б.

Перевод с английского.

ISBN: 9785906839572; 2016 г.

Издательство: Спорт

Страниц: 464

Формат: 84х108 1/16

Ключевые слова: книга, методы тренировки

19 Июл 2016 г.

Источник






Реклама на сайте









Rambler's Top100

Кодекс этики врачей Рунета