Версия для печатиСпортивная медицина » Специалистам » Новости » Новости спортивной науки » Теоретико-методические аспекты практики спорта.

Теоретико-методические аспекты практики спорта.


Учебное пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению «49.04.03 – Спорт» и предназначено для подготовки магистров по образовательной программе «Спорт высших достижений и система подготовки спортсменов» (по циклу профессиональных дисциплин).

Может быть использовано в процессе подготовки аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих работников и других специалистов в области физической культуры и спорта.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие - 3

Часть 1. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАКТИКИ СПОРТА

Глава 1. Феномен спорта как социокультурное явление современного общества - 7

1.1. Социальная сущность спорта - 7

1.2. Ценностный потенциал спорта - 12

1.3. Социальные функции спорта - 14

Вопросы для самоконтроля - 24

Глава 2. Многообразие форм спортивной деятельности и профилирующие направления социальной практики спорта - 25

2.1. Формы спортивной деятельности и классификация видов спорта - 25

2.2. Профилирующие направления и разделы социальной практики спорта - 26

2.3. Личность спортсмена, его социальный статус и социальная защита - 32

Вопросы для самоконтроля - 39

Глава 3. Соревновательная деятельность как функциональное ядро спорта - 40

3.1. Сущность соревновательной деятельности и особенности ее реализации в сфере спорта - 40

3.2. Современные подходы к классификации соревновательной деятельности - 45

3.3. Календарный план спортивных мероприятий и индивидуализация системы соревнований - 48

Вопросы для самоконтроля - 49

Глава 4. Спортивные достижения – их социальная значимость и тенденции развития - 51

4.1. Спортивные достижения и спортивные результаты, критерии их оценки - 51

4.2. Ценностный потенциал спортивных достижений - 53

4.3. Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений - 59

4.4. Тенденции развития спортивных достижений - 61

Вопросы для самоконтроля - 63

Глава 5. Современное состояние спорта высших достижений и тенденции совершенствования подготовки высококвалифицированных спортсменов - 64

5.1. Характерные особенности современного этапа развития спорта высших достижений - 64

5.2. Основные направления совершенствования организации подготовки высококвалифицированных спортсменов - 65

Вопросы для самоконтроля - 74

Глава 6. Современные проблемы организации спорта высших достижений - 75

6.1. Внедрение в спорт идеологии и политики - 75

6.2. Коммерциализация спорта - 79

6.3. Профессионализация спорта - 81

6.4. Организация «справедливой игры» (Фэйр плэй) - 86

6.5. Охрана здоровья лиц, занимающихся спортом, и обеспечение безопасности участников и зрителей спортивных мероприятий - 92

Вопросы для самоконтроля - 97

Глава 7. Проблемы развития массового спорта в России - 98

7.1. Специфические особенности и приоритеты развития массового физкультурно-спортивного движения - 98

7.2. Основные причины отставания в развитии массового спорта в России - 100

7.3. Основные направления современной государственной политики в сфере развития массового физкультурно-спортивного движения и проблемы ее реализации - 105

Вопросы для самоконтроля - 110

Часть 2. ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Глава 8. Общая характеристика системы спортивной подготовки - 113

8.1. Определение системы спортивной подготовки - 113

8.2. Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки - 114

8.3. Система тренировки - 116

8.4. Факторы, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности - 118

Вопросы для самоконтроля - 122

Глава 9. Средства и методы спортивной тренировки, тренировочные и соревновательные нагрузки - 123

9.1. Средства спортивной тренировки - 123

9.2. Методы спортивной тренировки - 126

9.3. Тренировочные и соревновательные нагрузки - 130

9.4. Тренировочные эффекты, вызываемые физической нагрузкой - 132

Вопросы для самоконтроля - 138

Глава 10. Специфические принципы построения тренировочного процесса - 140

10.1. Специфические черты базовых закономерностей (принципов) спортивной тренировки - 140

10.2. Максимизация и углубленная индивидуализированная специализация тренировочно-соревновательного процесса - 142

10.3. Сочетание в спортивной тренировке постепенности и предельности, опережающих и стабилизирующих тенденций - 144

10.4. Избирательная направленность и единство различных сторон подготовки - 148

10.5. Непрерывность (перманентность) и цикличность подготовительно-соревновательного процесса - 150

Вопросы для самоконтроля - 153

Глава 11. Основы построения многолетней спортивной тренировки - 154

11.1. Этапы многолетнего тренировочного процесса и факторы, определяющие его структуру - 154

11.2. Организация тренировочной работы на различных этапах многолетней подготовки - 159

11.3. Основные методические положения оптимизации тренировки в процессе многолетнего совершенствования - 163

11.4. Соревновательная деятельность в процессе многолетней подготовки - 166

Вопросы для самоконтроля - 170

Глава 12. Выявление индивидуальной спортивной предрасположенности, первичная спортивная ориентация и отбор в многолетней подготовке спортсменов - 171

12.1. Критерии и подходы в диагностике индивидуальной спортивной предрасположенности - 171

12.2. Организационные аспекты отбора - 173

12.3. Методические аспекты отбора - 177

12.4. Оценка перспектив спортсменов на этапах спортивного совершенствования - 185

Вопросы для самоконтроля - 186

Глава 13. Методика развития физических способностей - 188

13.1. Понятие о физических способностях - 188

13.2. Основные закономерности формирования физических способностей - 189

13.3. Методика воспитания скоростных способностей - 191

13.4. Методика воспитания силы - 196

13.5. Методика воспитания выносливости - 202

13.6. Методика воспитания гибкости - 207

Вопросы для самоконтроля - 213

Глава 14. Техническая подготовка спортсменов - 214

14.1. Спортивно-техническое мастерство и критерии его оценки - 214

14.2. Основные закономерности формирования технического мастерства - 217

14.3. Основные этапы и стадии совершенствования технической подготовленности - 219

Вопросы для самоконтроля - 222

Глава 15. Тактическая подготовка спортсменов - 223

15.1. Структура тактической подготовленности в разных видах спорта - 223

15.2. Факторы, влияющие на тактику соревновательной деятельности спортсменов - 225

15.3. Средства и методы овладения тактическими действиями - 226

Вопросы для самоконтроля - 229

Глава 16. Основные концепции и технология построения больших тренировочных циклов - 230

16.1. Факторы, которые необходимо учитывать на практике при выборе той или иной модели построения круглогодичной тренировки - 230

16.2. Наиболее принципиальные положения «классической» модели построения тренировочных макроциклов (по Л.П. Матвееву) - 232

16.3. Аргументы против и в пользу «классической» модели построения круглогодичной тренировки - 234

16.4. Суть альтернативных положений модели построения тренировочных макроциклов, предложенной Ю.В. Верхошанским - 238

16.5. Основные положения модели построения макроцикла подготовки высококвалифицированных спортсменов, предложенной А.Н. Воробьевым - 243

16.6. Основные положения модели блоковой периодизации
периодизация
(в смысле периодизация спортивной подготовки) - систематизация и планирование спортивной подготовки, которая заключается в делении тренировочного процесса на определённые периоды (циклы, блоки и т.п.), сменяющие друг друга в установленной пос...
нажмите для подробностей..
, предложенной В.Б. Иссуриным - 245

16.7. Суть альтернативных положений модели построения тренировочных макроциклов, выдвинутой А.П. Бондарчуком - 248

16.8. Технология применения различных моделей больших тренировочных циклов - 250

Вопросы для самоконтроля - 252

Глава 17. Основные технологические подходы к построению средних тренировочных циклов (мезоциклов) - 254

17.1. Определение тренировочного мезоцикла и факторы, влияющие на его структуру - 254

17.2. Типы мезоциклов и особенности их построения - 255

17.3. Сочетание различных микроциклов в мезоцикле - 258

Вопросы для самоконтроля - 260

Глава 18. Основные технологические подходы к построению тренировочных микроциклов - 261

18.1. Определение и классификация микроциклов тренировки - 261

18.2. Факторы, обусловливающие структуру микроциклов тренировки - 262

18.3. Воздействие на организм спортсмена занятий с различными по величине и направленности нагрузками - 264

18.4. Сочетание занятий с различными нагрузками в микроцикле - 268

18.5. Желательные и нежелательные сочетания нагрузок разной направленности в рамках одного занятия - 272

Вопросы для самоконтроля - 273

Глава 19. Структура управления процессом совершенствования спортивного мастерства - 274

19.1. Понятие о технологии управления тренировочным процессом - 274

19.2. Постановка цели и прогнозирование - 276

19.3. Моделирование в системе управления - 278

19.4. Планирование и программирование компонентов спортивной тренировки - 281

19.5. Система контроля - 282

19.6. Корректировка и принятие решений - 286

Вопросы для самоконтроля - 286

Глава 20. Проектирование технологий индивидуально ориентированного построения тренировочного процесса - 288

20.1. Общий подход к проектированию технологии индивидуализации многолетней спортивной тренировки - 288

20.2. Моделирование многолетнего роста спортивной результативности и выход на систему целевых контрольных показателей специальной подготовленности в годичных тренировочных циклах - 296

20.3. Индивидуализированное моделирование должной динамики показателей спортивной результативности и специальной физической подготовленности в тренировочных макроциклах - 303

20.4. Моделирование парциальных объёмов тренирующих воздействий различной преимущественной направленности и состава используемых средств подготовки в серии годичных тренировочных циклов - 308

20.5. Моделирование распределения тренирующих воздействий по микроциклам годичного тренировочного цикла - 315

20.6. Моделирование микроструктуры круглогодичной тренировки - 321

Вопросы для самоконтроля - 329

Глава 21. Использование естественных и искусственно управляемых условий внешней среды для повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности - 330

21.1. Факторы, обусловливающие необходимость варьирования внешних условий выполнения упражнений в подготовке спортсменов - 330

21.2. Эффективность использования естественных - внешнесредовых факторов в подготовке спортсменов - 331

21.3. Основные направления использования средств «искусственной управляющей среды» для повышения эффективности подготовки спортсменов - 336

Вопросы для самоконтроля - 341

Литература - 343



Авторы: Фискалов В.Д., Черкашин В.П.

Перевод с английского Марии Прокопьевой.

ISBN: 978-5-906839-21-3, 2016 г.

Издательство: Спорт

Страниц: 352

Формат: 84х108 1/16

Ключевые слова: книга, методы тренировки, образование

16 Июн 2016 г.

Источник






Реклама на сайте









Rambler's Top100

Кодекс этики врачей Рунета