Версия для печатиСпортивная медицина » Материалы конференций » Материалы I Всероссийского конгресса «МЕДИЦИНА ДЛЯ СПОРТА» » Спортивная медицина и специальная педагогика в про

Спортивная медицина и специальная педагогика в профессиональном образовании тренерских кадров спорта инвалидов

Нелюбин, В.В., Бобков ГЛ., Чепик В.Д., Сидоров А.С.

Подольский социально-спортивный институт

Анализ состояния кадрового обеспечения и системы профессиональной подготовки специалистов сферы адаптивного спорта в регионах Российской Федерации свидетельствует о значительном числе как положительных моментов, так и проблем, сдерживающих развитие спорта инвалидов. За последние пять лет число субъектов Российской Федерации, развивающих адаптивную физическую культуру и спорт увеличилось с 15 до 42. Число занимающихся спортом инвалидов за последнее десятилетие возросло в три раза и по официальным статистическим данным по состоянию на 1 января 2009 года оно составляло более 192 тыс. человек, или 1,5% среди общего числа инвалидов, а среди детей-инвалидов 32,4 тыс. человек, или 5,86%.

Согласно статистическим данным в Московской области действуют 46 физкулыурно-спортивных клубов инвалидов; в 16 детско-юношеских спортивных школах открыты специальные отделения для занятий с детьми с ограниченными физическими возможностями. Постановлением Правительства Московской области (27. 11. 2008 г. № 1054-46) создано государственное бюджетное учреждение «Центр спорта инвалидов Московской области», на который возложены обязанности организации учебно-тренировочного процесса и специализированной спортивной подготовки спортсменов-инвалидов. По состоянию на 2011 год 57 спортсменов-инвалидов Московской области входят в состав сборной команды Росси по инвалидному спорту.

Современная практика спорта характерна постоянным поиском эффективных, высокотехнологичных систем подготовки спортсменов, проектированием индивидуальных программ тренировочно-соревновательной деятельности, интенсивным использованием средств спортивной медицины, фармакологии в процессах восстановления спортивной работоспособности занимающихся.

В тренировочных программах спорта инвалидов формируются традиционные подходы управления тренировочным процессом, с опорой на общие положения современной теории и методики спорта в вопросах режимов тренировочных нагрузок, которые в свою очередь базируются на основах фундаментальных наук— анатомии, физиологии человека, биохимии, педагогике и психологии, на примерах трудовой и спортивной деятельности, на профильном образования — физиологии спорта, спортивной медицине, спортивной морфологии, спортивной психологии, гигиене физических упражнений и др. Вместе с тем многие вопросы ещё остаются нерешёнными. Одной из причин нередко низкой эффективности работы по повышению мастерства паралимпийцев является недостаточный уровень квалификации тренерского состава, инструкторов-методистов, работающих со спортсменами, в том числе с кандидатами в сборные команды России и её резервом.

Тренеры, как правило, недостаточно учитывают специфику морфофункционального состояния спортсменов-инвалидов, заключающегося в том, что, например, у спортсменов с нарушениями опорно-двигательного аппарата совершенно другие соотношения в координации мышц, по сравнению со здоровыми. Недостаток мощности, или полное отсутствие, отдельных мышц или целых мышечных групп, компенсаторно усиливают другие мышечные группы. Это, в свою очередь, приводит к тому, что традиционные методы подготовки спортсменов, совершенно не годятся для подготовки паралимпийцев, поскольку у них совершенно другие синергии между мышцами. Соответственно, методика специальной подготовки по овладению специальными двигательными навыками должна быть совершенно иной. В работе Васильева О.Е. предложен структурно-конструктивный подход в методологии построения реабилитационных программ, которая может и должна быть применена не только для реабилитации (в чем, конечно же нуждаются паралимпийцы), но и для развития специальных физических качеств.

Иллюстрацией этого положения может служить простой эксперимент. В зависимости, даже от наличия или отсутствия металлического протеза ноги (в положении сидя) меняется распределения энергетики и тонуса мышц инвалида. В одном из наших экспериментов мы зарегистрировали миофас-циограмму, отражающую посегментарное распределение мышечных напряжений (о методике см.5). В одном случае протез был прикреплен к ноге (миофасциограмма рис.1) в другом случае протез (как «волновод») отсутствовал (миофасциограмма рис.2). Из представленных миофасциограмм совершенно очевидно, что отсутствие протеза меняет всю картину мышечного тонуса организма. Соответственно, тренировка общей и специальной, например, мышечной силы должна быть отлична, не говоря о том, что эта методика должна быть отлична от здорового спортсмена.

Рис. 1 и 2. Представлены две миофасциограммы одного и того же инвалида-ампутанта. Прерывистые линии означают границы нормы для данного возраста и пола. Квадратиками показано функциональный «тонус» дериватов миотомов, иннервирующимися сегментами отделов позвоночника. Превышение границ нормы вверх, означает гипертонус мышц, понижение — мышечную недостаточность. Первый рисунок: ампутант с пристегнутым протезом, второй — протез отсутствует.

-80 -100

Функциональная активность ПДС

•11:27

-60 - = = >>> =

Шейный отдел

> > "

Грудной отдел

Рис.1

Поясничный отдел

Функциональная активность ПДС

Крестец

11:02

Рис.2

Из приведенных миофасциограмм с совершенной очевидностью вытекает, что только «отстегивание» протеза приводит к принципиальному нарушению «паттерна» тонусов всех скелетных мышц, что влияет на спортивную технику. Тренерский состав спортсменов, представителей спорта высших достижений, с такими явлениями не сталкиваются, но тренеры-паралимпийцев должны знать значительно больше вопросов о том, как должен быть построен процесс тренировочных нагрузок? В этой связи остро стоит вопрос о подготовке профессиональных кадров? Основные недостатки системы подготовки связаны с отсутствием типовых требований к содержанию программ повышения квалификации тренеров, работающих в системе адаптивного спорта.

Результаты нашего анализа деятельности физкультурно-оздоровительных спортивных клубов инвалидов Московской области свидетельствуют о том, что тренировочные занятия не обеспечены в должной мере программно-методической документацией. Практические занятия со спортсменами-инвалидами сводятся к организации и проведению спортивных соревнований среди небольших групп спортсменов, показывающих высокие спортивные результаты. Содержание профессиональной подготовки тренерского состава и инструкторов, привлекаемых к работе в системе адаптивного спорта, не отвечают требованиям специфики работы с контингентом лиц с ограниченными физическими возможностями. Более того необходима разработка типовой структуры программы в форме модулей специальных разделов образования о нормах тренировочных нагрузок, которые могут быть рекомендованы для различных групп инвалидов, подразделяемых на основании нормативов спортивно-функциональной классификации.

На основании анализа и отмеченных противоречий нами была определена цель работы, заключающаяся в разработке комплексного состава дисциплин по избранному виду спорта для программ повышения квалификации тренерских кадров, работающих в инвалидном спорте. Были сформулированы задачи исследования:

• определить состав типовой структуры программы повышения квалификации для тренеров-преподавателей и инструкторских кадров с объемами по курсовой подготовки (курс — 72час. и курс — 144 час);

• систематизировать разделы образования по тематике избранного вида спорта в модули, включающие в себя сведения об особенностях воздействия избранной спортивной специализации на организм занимающихся.

Гипотеза исследования предполагает, что модульно-образовательная схема специальных разделов образования по профилю избранного вида спорта будет способствовать повышению эффекта профессиональной деятельности тренеров-преподавателей и инструкторских кадров, работающих в сфере инвалидного спорта, при условиях изучения:

• норм и требований функциональной классификации спортсменов по их функциональным возможностям для формирования групп;

• правил обеспечения безопасности занимающихся в процессах тренировочно-соревновательной деятельности в избранном виде спорта;

• сведений об особенностях адаптации организма занимающихся к тренировочным нагрузкам и специфике формирования резервов двигательной деятельности в избранном виде спорта;

• данных о функциональной подготовленности спортсменов-инвалидов на протяжении годичного и многолетнего циклов подготовки;

• основ гигиенических знаний, профилактики травматизма и заболеваний, характерных для занимающихся в избранном виде спорта;

• данных о медико-биологических и психолого-педагогических исследований по вопросам отбора, планирования процессов подготовки, коррекции состояний занимающихся в избранном виде спорта.

Для исследования эффективности проекта модульной технологии построения содержания образования в период 2009 года была изучена и систематизирована информация о новых технологиях обучения и современных подходах к построению учебных программ на факультетах повышения квалификации для специалистов, работающих в сфере спорта инвалидов. Материалы разделов образования были сформированы поданным литературных источников, обобщений тематики курсов факультетов повышения квалификации, разделов профессионального образования, прошедших экспертизу и систематизированных по профилю адаптивной физической культуры и спорта.

Анкетный опрос тренерского состава физкультурно-оздоровительных клубов инвалидов московской области, опрос участников международной конференции по классификации спортсменов в декабре 2009года подтвердили необходимость построения комплекса специальных дисциплин по виду спорта.

В этих целях был разработан комплекс специальных дисциплин по следующим модулям:

1. Модуль морфологической характеристики включает в себя — особенности двигательной активности занимающихся избранным видом спорта; морфологическая (модельная) характеристика инвалида-спортсмена; критерии оценки уровня физической и специальной подготовки с учётом морфо-функционального состояния занимающегося; технологии оценки возможностей спортсмена на разных этапах подготовки к соревнованиям; способы использования данных морфологических исследований в планировании и коррекции тренировочных нагрузок инвалидов-спортсменов.

2. Модуль психофизиологических характеристик включает в себя — описание физиологических и психофизиологических характеристик напряжённой мышечной деятельности в избранном виде спорта; особенности психического, нейродинамического, энергетического, двигательного компонентов с учётом уровня подготовленности в избранной спортивной специализации, группы спортивно-функциональной классификации инвалида, ограничений двигательной деятельности, возраста, пола занимающихся; описание методов построения индивидуальных модельных характеристик подготовленности спортсмена; технологии основ планирования и коррекции тренировочных нагрузок.

3. Модуль психологических характеристик занимающихся — сведения о средствах и методах формирования мотиваций, жизненно-важных интересов занимающихся в избранной спортивной специализации; технологии психолого-педагогического анализа деятельности спортсмена в избранном виде спорта; средства, методы и формы коррекции психических состояний; технологии устранения психо-эмоционального утомления спортсмена.

4. Модуль о гигиенических основах обеспечения жизнедеятельности занимающихся включает в себя — сведения о роли экологических факторов и микро-климата тренировочно-соревновательной среды на состояние здоровья занимающихся; особенности планирования режимов напряжённой мышечной деятельности с учётом спортивно-функциональной группы спортсмена-инвалида; гигиенические требования к организации питания спортсменов, особенностей питьевого режима, сведения о средствах и методах восстановления спортивной работоспособности.

5. Модуль о системах контроля за состоянием спортсмена включает в себя — сведения об особенностях педагогических наблюдений за спортсменами на тренировках и соревнованиях; способы оказания первой помощи при перенапряжениях; приёмы доврачебной помощи при травмах; сведения о функциях спортивного врача; сведения о нормативно-правовом регулировании работы тренерского состава и персонала обслуживания спортивной инфраструктуры по вопросам безопасности спортсменов при занятиях спортом.

Применение модульной структуры построения дисциплин специализаций позволяет более эффективно использовать новейшие достижения науки в практике инвалидного спорта, что подтверждено актами внедрения Паралимпийского спорта.

Упорядочение содержания и структуры программ повышения квалификации тренерского состава и специалистов системы адаптивного спорта позволит повысить эффективность их практической деятельности в практике работы с лицами ограниченных физических возможностей.

Литература

1. Баевский RM. Проблема здоровья и нормы: точка зрения физиолога.// Клиническая медицина № 4, 2000, с. 59-64.

2. Бубновский СМ., Бобков Г.А., Пермяков И.А. Миофасциография. / Мат. 10-й Межд. Конф. По кинезитерапии/ 2010 г., Москва, стр 26—45.

3. Васильев О.С, Сучилин Н.Г. Движение в пространстве, пространство движения и геометрический образ движения: опыт топологического подхода // Теория и практика физической культуры, 2004, №3. С. 13-21.

4. Гавердовский Ю.К Техника гимнастических упражнений. Популярное пособие. — М.: Терра-Спорт, 20-02.-512 с.

5. Дмитриев СВ. Биомеханика: в поисках новой парадигмы: Монография. — Н. Новгород: Изд-воНГПУ. 1999. — 179с.

6. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры. — 2-е изд., испр. и доп.Москва. — «Советский спорт», — 2005. — 296 с.

7. Рашевский П.К. Курс дифференциальной геометрии. Изд. 4-е, исправленное. — М.: Едито-риал УРСС, 20-03. — 432 с.

8. Саркисов Д. С. Некоторые особенности развития медико-биологических наук в последние столетия.// Клиническая медицина № 7, 2000, с. 4—8.

9. Саркисов Д.С. О так называемых функциональных болезнях.//Клиническая медицина № 6, 1997, с. 77.

10. Саркисов Д.С. Философия в системе медицинского образования.//Клиническая медицина М, 1999, с. 17-21.

11. Серов В.В. Общая патология — теория клинической медицины. // Клиническая медицина №10, 1998, С. 4-6.

12. Струков А.И., Хмельницкий O.K., Петленко В.Л. Морфологический эквивалент функции (Методологические основы)./АМН СССР. — М.: Медицина, 1983. — 208 с.

13. Судаков К. В. Функциональные системы организма в динамике патологических состояний. // Клиническая медицина №10, 1997, С.4— 11.

14. Акт внедрения Паралимпийского Комитета России программы дополнительного образования «Международный классификационный кодекс и технологии распределения спортсменов с ограниченными физическими возможностями по функциональным группам»,авт.Сладкова Н.А., Сидоров А.С.,2010.




Реклама на сайте









Rambler's Top100

Кодекс этики врачей Рунета