Версия для печатиСпортивная медицина » Интересные статьи » Спорт и гуманизм

СПОРТ и ГУМАНИЗМ


Колумбус (Огайо), 2012 год. Забег третьего дивизиона на 3200 метров среди школьниц. 17-летняя Меган Фогель (Meghan Vogel) бежала последней, когда стала догонять Адрин МакМат (Arden McMath), которая была на последнем издыхании. До финиша оставалось 20 метров и Адрин попыталась оторваться, но в изнеможении упала на землю. Вместо того, чтобы пробежать мимо Меган помогла Адрин подняться и, дотащив ее на себе, толкнула к финишной черте. Девушки не были знакомы и учились в разных школах. Зрители были настолько впечатлены и растроганы поступком Меган, что этот случай мгновенно стал достоянием всей Америки.

Михаил ВАВАЕВ (SportMedicine.ru)

В прессе постоянно приходится сталкиваться с комментариями и целыми статьями, смысл которых сводится к тому, что от спорта больше вреда, чем пользы. Чем больше спорт входит в нашу жизнь, тем больше появляется его критиков. Но все обсуждения в основном вертятся вокруг коммерциализации спорта и здоровья спортсменов. Этой статьей я хочу, во-первых, добавить несколько неожиданных аргументов в пользу спорта, а во-вторых, предложить читателю взглянуть на спорт в цивилизационном общечеловеческом масштабе. Тогда, возможно, мы поймем, почему спорт так прочно вошел в нашу жизнь и какова его дальнейшая судьба.

В наши дни спортивное движение, как профессиональное, так и любительское, массовое, достигло невиданных, поистине грандиозных масштабов. Но среди обывателей по-прежнему бытует несерьезное, легкомысленное отношение к спорту, как к своего рода развлечению. Но можно ли быть столь строгим к обывателю, если даже научная мысль сочла спорт достойным своего внимания всего лишь в середине прошлого века?

Вопрос «В чем польза спорта?» освещается со многих сторон. Но в основном обращают внимание только на то, как он влияет на здоровье. Тогда как философы уже с середины прошлого века обращаются к этому вопросу с общественных и гуманистических позиций [1] и находят весьма любопытные ответы, которые, к сожалению, слабо представлены в сегодняшнем информационном поле.

Критики спорта появились вместе с самим явлением, когда оно спортом еще и не называлось. Обычно на спорт смотрели, как на бессмысленное накачивание силы. Еще древнегреческий киник Диоген говорил, что не стоит человеку тратить свое время на создание этой горы мышц, ведь силой ему никогда не превзойти быка или гориллу. Даже древнегреческий философ Сократ порой не удерживался от язвительной шутки в адрес умственных способностей Олимпийских чемпионов.

Во времена античности слова «спорт» в современном его понимании не существовало. Этимология этого слова непроста и восходит к английскому языку. Однако английское слово-предок, в свою очередь, было заимствовано из французского языка и является модификацией французского desport, которое, со своей стороны, происходит от латинского слова dispotrus. Слово dispotrus в латинском языке означает «развлечение», забаву, нечто противоположное серьезному и трудному занятию [2].

Спортивные дисциплины пришли, в первую очередь, из военных искусств. Причем такое развитие спорт совершал как минимум дважды. Сначала это произошло в античности, когда аристократы состязались в беге, метании копья, борьбе, гонках на колесницах, демонстрируя тем самым свои военные навыки. В Древней Греции был сделан первый шаг к гуманизации спорта - Олимпийские Игры. Особенностью этих состязаний, важной в гуманистическом аспекте, было соблюдение перемирия по всей Элладе на время проведения Игр. Но, к сожалению, этот опыт был забыт на многие столетия. В средневековых рыцарских турнирах тоже можно увидеть прообразы спортивных состязаний, но они по-прежнему были связаны с военными искусствами. Современный спорт зародился в Англиии на рубеже 18 и 19 веков, когда понятие «рыцарства» было основополагающей ценностью спорта. Но распространяясь по континенту спорт стал приобретать милитаристские черты воинственной Европы [5]. Не удивительно, что философ 19-го века Торстейн Веблен считал спортивные состязания пережитками милитаризма. Однако после двух мировых войн спорт стал стремительно вбирать в себя гуманистические идеалы. Поэтому в качестве атавизма сегодня можно рассматривать только так называемый армейский спорт. В 2015 году в России стартовали Армейские международные Игры - мертворожденное дитя советской военщины. В современном мире такая дисциплина, как «танковый биатлон» смотрится дико и нелепо.

В спорте заключен огромный гуманистический потенциал. Однако профессор Столяров В.И. считает, что спорт, тем не менее, нуждается в гуманизации [3]. Согласно этой точке зрения в современном спорте очень сложно проследить наличие гуманистических идеалов. Они вытеснены соревновательным аспектом, волей к победе несмотря ни на что [4]. Однако еще с античных времен спорту был присущ гуманизм, и было бы лукавством отрицать, что с тех пор спорт стал намного гуманнее. Прослеживается явная положительная тенденция, и нет оснований утверждать, что гуманизация спорта прекратилась. Но чтобы представлять себе суть и границы этого процесса нужно понять, какие закономерности развития спорта, лежащие в самой его основе, хранят в себе потенциал гуманизма.

Бернард Сьютс в своей статье «Элементы спорта» утверждал, что основные элементы спорта по сути тождественны основным элементам игры. Он вывел формулу: «весь спорт — игра, но не все игры — спорт» [6]. Кретчмэр (Kretchmar, 1989) и Мейер (Meier, 1988, 1989) согласились с тем, что во всех видах спорта имеется игровая составляющая, так как они имеют правила, ограничивающие действия игроков [1]. Таким образом, нам надо обратиться к причинам возникновения игр в человеческом обществе.

Игры присущи не только человеку. Большинство высших млекопитающих предаются играм. Но в отличие от человека игривость свойственна большинству млекопитающих только в детстве [7]. Ряд антропологов отмечают интересную особенность в эволюции человека, которая подтверждается экспериментами по искусственному отбору на пониженную агрессивность в ходе одомашнивания некоторых млекопитающих [8,9]. Наши предки претерпели естественный внутригрупповой отбор на пониженную агрессивность, что привело к ювенилизации нашего вида. Это задержка развития некоторых признаков, ведущая к сохранению детских черт у взрослых особей. Похоже на то, что отбор на дружелюбие (у многих зверей это «детский» признак) приводит к ювенилизации некоторых других особенностей морфологии, мышления и поведения [7,10]. Таким образом, мы приходим к выводу, что человеческие игры в своей эволюционной основе содержат принципиальное неприятие насилия и агрессии. Таковы первопричины гуманистических основ спорта.

Но большой спорт, в отличие от игр, имеет двоякую, противоречивую природу. С одной стороны это игра, не приемлющая насилия, а с другой стороны это соперничество, которое с биологической точки зрения тождественно насилию. Поэтому спорт отклоняется то в одну, то в другую сторону в зависимости от состояния общества. Как очень метко выразился Джордж Оруэлл «Серьёзный спорт — это война минус убийство». Он отмечал это, возможно, с каким-то оттенком сожаления, но можно взглянуть на это и иначе. Современная цивилизация так и не избавилась от войн и насилия. А спорт - это то русло, через которое человечество сублимирует свою агрессию, не прибегая к насилию.

Соперничество выступает основным препятствием дальнейшей гуманизации спорта [4]. Столяров В.И. и ряд других отечественных и зарубежных авторов с 80-х годов прошлого века разрабатывают гуманистическую теорию спорта, которая была реализована в рамках «Спартианских Игр». В других странах есть аналогичные проекты: международное движение «Fair Play», «World Scholar-Athlete Games» в США, «Ассоциация друзей Дней Радуги» во Франции, «Familiade» и «Фестивали игр» в Германии, «TROPS» в Японии. Эти «новые игры» направлены на творческое начало, поощряется рыцарское поведение, красота действий и поступков, взаимопомощь, творчество, фантазия, юмор. Все это в первую очередь касается детско-юношеского спорта.

Но и взрослый спорт нашел свой, можно сказать спонтанный, а от этого более естественный, путь гуманизации, избавляясь от нездорового азарта и соперничества. За последние десятилетия так называемый массовый спорт и фитнес индустрия выросли в еще более значительной степени, чем большой спорт. Впечатляющий спортивный бум новейшего времени коснулся прежде всего тех, кто искал развлечения, общения и компенсации недостатка движения в повседневной жизни. Большая часть модных неформальных видов спорта для удовольствия и приключений, начиная с гонок на BMX-велосипедах и заканчивая cкандинавской ходьбой, избегают всякого контакта с традиционным спортом. Вместе с тем приток в большой спорт вот уже несколько лет сокращается, причем в таком масштабе, что некоторые руководители спортивных союзов уже говорят о «кризисе подрастающего поколения» [5]. И несмотря на это массовый спорт все больше получает экспертную поддержку от специалистов спортивной медицины и науки.

В то время, как спорт высших достижений постепенно изживает себя, подходя к пределу человеческих возможностей, прежние показатели доходности и зрелищности привычных спортивных мероприятий канут в лету, будет расти массовый спорт, в котором соперничество отодвинуто на задний план. Он будет становиться все более разнообразным и развлекательно-мотивирующим. И главную роль в этом процессе будут играть сетевые информационные технологии и всевозможные гаджеты и мобильные устройства.

Приверженцы теории гуманизации спорта считают, что спорт способен нести в общество гуманистические идеалы. Это верно, но не стоит переоценивать возможности спорта. Спорт не способен быть гуманнее общества, в котором он развивается. Выше головы прыгнуть нельзя и быть святее самого Папы Римского тоже не получится. Спорт способен пропагандировать лишь те гуманистические идеалы, которые в обществе уже развиты. Таким образом, спорт выступает всего лишь как передаточное звено, популяризатор гуманизма. Чем гуманнее будет общество, тем гуманнее будет становиться спорт. Но если общество опять окунется в агрессивный империализм, то спорт не сможет устоять на позициях гуманизма и встанет под флаги войны и насилия, как это уже бывало не раз.

2 октября 2015

Использованная литература


  1. William J. Morgan. The Philosophy of Sport: A Historical and Conceptual Overview and a Conjecture Regarding Its Future // Jay Coakley and Eric Dunning (eds.) Handbook of Sports Studies. London: Sage, 2003. P. 205–212 [анг] [рус]
  2. Сергей Мельников. Античный «спорт». Логос. 2013. vol.95, N.5, pp.159-170 [PDF]
  3. Столяров В.И. От гуманистической теории спорта - к теории гуманизации соперничества. Теория и практика физической культуры, 2003. N.5, pp.159-170
  4. Петрачкова М.И. Необходимость гуманизации спорта. Материалы конференции «Европейская наука XXI века - 2010»
  5. Кристиана Айзенберг. Спортсмен. Логос. 2006. vol.54, N.3, pp.3-22 [PDF]
  6. Bernard Suits. The elements of sport. The Philosophy of Sport: a Collection of Original Essays. R. Ousterhoudt (ed.). Springfield, IL: Charles C. Thomas, 1973. P. 48–64.
  7. Александр Марков. Эволюция человека. В 2 кн. Кн 1. Обезьяны, кости и гены. Москва: АСТ: CORPUS, 2014. стр. 98.
  8. H. Hemmer. Domestication: The Decline of Environmental Appreciation. Cambridge University Press, Cambridge (1990)
  9. L.N. Trut, I.Z. Pliusnina, I.N. Os'kina. [An experiment on fox domestication and debatable issues of evolution of the dog]. Genetika, 40 (2004). pp. 794–807.
  10. Wobber V, Wrangham R, Hare B. Bonobos exhibit delayed development of social behavior and cognition relative to chimpanzees. Curr Biol. 2010 Feb 9. , vol.20, N.3, pp.226-230. [PDF]







Реклама на сайте







Rambler's Top100

Кодекс этики врачей Рунета