Версия для печатиСпортивная медицина » Материалы конференций » Материалы научно-практической конференции «Инновационные технологии в подготовке спортсменов» » Инновационный метод контроля психологических пробл

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД КОНТРОЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМНЫХ ЗОН СПОРТСМЕНОВ НА ПРИМЕРЕ ОСНОВНОЙ СБОРНОЙ КОМАНДЫ ПО БОКСУ

Балыкина-Милушкина Тамара Викторовна, Балыкин Александр Иванович

РГУФКСМиТ, г. Москва, кафедра ТиМ прикладных видов спорта и экстремальной деятельности, e-mail: b2000t@yandex.ru, b2000s@yandex.ru

Актуальность

Олимпийское движение развивается с каждым циклом, и достижение мировых рекордов становятся все выше, границы физических возможностей, тактико-технических приемов и методик тренировок на исходе. Поэтому осмысление тренерами возможности использования психологических и психофизиологических методов для выявления психологических проблемных зон при подготовке спортсменов и поиска скрытого личностного ресурса спортсмена для повышения его результативности как субъекта спортивной деятельности становиться все актуальнее. Это натолкнуло авторов на создание психосемантической диагностики психологических проблемных зон субъекта спортивной деятельности, посредством регистрации амплитудных показаний кожно-гальванических реакций (КГР), а также способа раскрытия дополнительных ресурсов у спортсменов [1,2,3,4,5,6,7,8].

Целью исследования стало выявление у спортсменов-боксеров с использованием КГР психологических про¬блемных зон, влияющих на дезадаптацию в соревновательной деятельности, а также нахождение способа раскрытия дополнительных психофизиологических ресурсов.

Методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование спортсменов, методика по измерению психофизиологических показаний с использованием прибора «Ритмограф», структурированное интервью с использованием регистрации амплитудных показаний кожно-гальванических реакций по методу БОС (способ регистрации – патент РФ №2373965, устройство АПК «ИПЭР» – патент РФ №107482) [8,9].

Организация и результаты исследования

Исследования проводились на учебно-тренировочных сборах (УТС) основной сборной команды России по боксу (с февраля по июль 2012 г) в г.Чехов и г.Лобня. В эксперименте участвовало 14 спортсменов сборной команды России по боксу. Психосемантическая диагностика психологических проблемных зон спортсмена заключалась в определении проблемной зоны психоэмоциональной напряженности спортсмена, путем использования аппаратно-программного комплекса «ИПЭР-1К», выводящего на экран компьютера регистрируемые величины тонических составляющих и амплитудные показания фазических составляющих кожно-гальванических реакций спортсмена на важные семантические раздражители деятельности спортсмена. В качестве раздражителя в информационных шаблонах использовали семантические понятия по следующим блокам: взаимоотношение со спортсменами, взаимоотношение с тренером, оценка здоровья, цель, выполнения боевого репертуара по боксу, тактико-технические приемы атак и защит. При регистрации на индикаторе аппаратно-программного комплекса резкого максимального падения амплитудных показаний фазической составляющей на фоне регистрируемых абсолютных величин тонических составляющих при воздействии на спортсмена названным семантическим раздражителем диагностируют доминирующий фактор, влияющий на психоэмоциональную дезадаптацию спортсмена в его учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Для определения психологической проблемной зоны спортсмена в качестве раздражителя использовали Ф.И.О. предполагаемых соперников, страны их подготовки и тактико-технический арсенал соперника. Это позволило выявить, какие качества соперника для спортсмена являются наиболее стресогенными стимулами, которые будут приводить его к излишней психоэмоциональной напряженности на ринге. При совокупности всех этих стрессогенных качеств, спортсмен не сможет справиться с негативными психологическими реакциями, что приведет к значительному психологическому и физиологическому напряжению, за которыми последуют непредсказуемые действия при ведении поединка. Сравнивались также показатели субъективной оценки спортсмена и показания АПК «ИПЭР-1К», что позволяло выявить адекватность оценки спортсменом своих реакций.

Для того, чтобы раскрыть дополнительные психофизиологические ресурсы спортсмена, нами был проведен эксперимент по увеличению физиологических показателей спортсмена при составлении психологической программы сопровождения в которую входили, проработка эмоциональных переживаний связанных с прошлыми проигрышами на соревновании, тренировка по управлению эмоциями, моделирование возможных стрессовых элементов боя и т. д. В эксперименте спортсмен проходил первоначальную диагностику на приборе «Ритмограф», после чего с ним проводилась также и психологическая работа по улучшению его психоэмоционального состояния (патент на изобретение РФ №2373965) с использованием АПК «ИПЭР-1К» (патент РФ №107482). Ниже приводится таблица 1, в которой показаны результаты до и после психологической программы.

Таблица 1 - Физиологические показатели, регистрируемые на приборе «Ритмограф»
ПоказательДо психолог. программыПосле психолог. программыОценка врача команды% улучшения
Ритм сердца5545Улучшилось.18
САСИ (симпато-адреналиновая система)8363Улучшилось.24
ВНС (вегетативная нервная система)4564Вошло в норму42
ЦНС (центральная нервная система )5380Вошло в норму51
ИО (интегральная оценка)5344Улучшилось.17
Баланс64-3648-52Улучшилось.25-44

Из таблицы видно, что физиологические показатели были улучшены минимум от 17%, а по некоторым показателям – на 51%.

Выводы

1. Психологические проблемные зоны спортсмена можно определять по семантическим понятиям, отражающим содержание деятельности и тем самым контролировать его психологическую готовность и прогнозировать выступление спортсмена на соревнованиях.

2. Психологическая готовность спортсмена к учебно-тренировочной и соревновательной деятельности тем лучше, чем меньше у него психологических проблемных зон, являющихся причиной дезадаптации спортсмена.

3. Физиологические показатели спортсмена можно улучшать, применяя психологическую программу сопровождения по снятию эмоциональной напряженности выявленной по доминирующему фактору при использовании АПК «ИПЭР-1К» и влияющую на психологическую готовность спортсмена к соревновательной деятельности.

В процессе исследования подтвердилось практическое значение разработанного авторами инновационного метода контроля психологической подготовки спортсмена.

Литература


  1. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. – Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. – 640 с.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1984. Т.6.Учение об эмоциях. Историко-психологические исследования.
  3. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. М. Педагогика.1970. Т.2. С.13, 94-116.
  4. Мясищев В. Н. Психологическое значение электрокожной характеристики человека // Труды ин-та мозга им. Бехтерева. - Л., 1935.
  5. Павлов И. П. Поли. собр. соч.-М.; Л., 1951, т. IV, с. 429.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. - М., 1946.
  7. Юнг К Г. Аналитическая психология. — СПб., 1994.
  8. Пат. 107482 Российская Федерация, МКП А61М 21/00. Устройство для оценки психоэмоционального состояния человека / С.М.Качнов, А.И.Балыкин, Т.В.Балыкина-Милушкина; заявитель и патентообладатель ООО АРС «Гармония». - № 2011102973/14; заявл. 21.01.11, опубл. 28.08.11, Бюл. № 23.
  9. Пат. 2373965 Российская Федерация, МКП А61М 21/00, А61В 5/05. Способ гармонизации психоэмоцио¬нального состояния человека / А.И.Балыкин, Т.В.Балыкина-Милушкина, П.В.Невзоров, С.М.Качнов; заявитель и патентообладатель ООО АРС «Гармония». - № 2008117272/14; заявл. 05.05.08, опубл. 27.11.09, Бюл. № 33.



Реклама на сайте









Rambler's Top100

Кодекс этики врачей Рунета